19:05 / 11.08.2011 Политика

Европейские тайны Леди Ю

Почему Европейская народная партия так интересуется делами Тимошенко

Сторонники экс-премьера Юлии Тимошенко требуют перемен. Но они не знают, что за рубежом ее поддерживают консерваторы.

Украине из-за рубежа угрожают советским авторитаризмом

Возвратом к советскому авторитаризму назвал арест Юлии Тимошенко президент Европейской народной партии Вилфред Мартенс. Несмотря на то, что заявление было сделано еще в пятницу, 5 августа, когда Печерский районный суд г. Киева изменил подсудимой меру пресечения, оно до сих пор остается одним из самых жестких.

 «Терпение Европы достигло предела» - один из умеренных пассажей комментария. В других то, что происходит в Украине, называется «фарсом». Президент ЕНП прозрачно намекает на возможное торможение евроинтеграции.

«Они должны сделать только одно – дать Юлии Тимошенко возможность политически действовать», - отметил тогда Генеральный секретарь Европейской Народной Партии Антонио Лопес-Истурис, четко давая понять, какова цель стараний ЕНП в Украине. «Надо думать не только об интересах Тимошенко», - парировал Киев.

Нетрудно заметить, что ЕНП действительно весьма рьяно выступает в защиту украинского экс-премьера, даже на фоне нынешней жесткой реакции мирового сообщества.  Пожалуй, ни один член-наблюдатель этой политструктуры не удостоился такой поддержки, как Юлия Тимошенко. Почему?

Виктор Ющенко подарил Леди Ю европейский анклав

Истории тесной дружбы ЕНП и «Батькивщины» всего 3 года. В 2008 году партия стала членом-наблюдателем ЕНП, скорее всего, с подачи Виктора Ющенко, чья «Наша Украина» уже состояла в ее рядах. Для БЮТ это был прогресс.

Европейская народная партия насчитывает почти 36 лет (основана в 1976 году) и является, по сути, конгрессом, так как объединяет более 70 структур из разных стран. Учитывая, что изначально ЕНП была христианско-демократической, понятно, что она декларирует стремление к сильной Европе на основе федеративной модели, которая опирается на принцип субсидиарности. Каким образом достигается та самая сила, если, исходя из принципа субсидиарности, государство должно как можно реже вмешиваться в жизнь своих граждан, непонятно.

Видимо, ответ на вопрос дает опыт Украины. В бытность свою дважды премьер-министром Юлия Тимошенко активно занималась тем, что было охарактеризовано как государственный капитализм: государство все чаще напоминало о себе. Самый яркий пример – хоть и небесспорное, но сенсационное отчуждение Кабмином газа у коммерческой структуры «РосУкрЭнерго» и выдавливание ее с рынка газа.

Протестанты загодя обзавелись рупором

Действия Европейской народной партии с тех пор как экс-премьер перешла в оппозицию, дали повод регионалам заявить, что европейская политструктура стала рупором Тимошенко. Об этом говорили народный депутат Олег Надоша и его коллега Иван Попеску в связи с Резолюцией ПАСЕ по Украине, особенно ее первоначальным вариантом от ЕНП, который был значительно жестче итогового.

В «Батькивщине» какую-либо причину столь пылких заявлений ЕНП, кроме единомыслия, отрицают. Однако вице-премьер Сергей Тигипко в интервью одному из западных изданий признал, что отношения между Украиной и ЕС осложнились из-за ареста Юлии Тимошенко. В то же время, он отметил, что для нашей страны евроинтеграция имеет более важное значение, чем сближение с Таможенным союзом (Украина – Россия-Казахстан).

Возможно,  украинский вице-премьер, которого некоторые политики считали «клоном Тимошенко» на президентских выборах-2010, случайно навел на материальный след в бескорыстных отношениях ЕНП и «Батькивщины».

Россия получила новую педаль для газа

Официальному Киеву всегда было нелегко сделать выбор между Россией и Европой. Каждый украинский президент задумывался, зачем вообще ставить вопрос так категорично. Виктор Янукович попытался разрешить его формулой «евроинтеграция не исключает сотрудничества с ТС». Однако украинская формула «3+1» не устраивает Кремль. Давление со стороны России на Киев вновь завело Украину в ситуацию выбора.

Недоставало повода, чтобы евроинтеграция исключала сближение с ТС. Дело Тимошенко, которое должно было развязать газовый тупик, и стало таким поводом.

Кремль уже несколько лет пробует играть в ЕС газом. Скидки на газ для дружественных стран – эпизод. Куда интереснее обходные газопроводы, которые строит «Газпром». Украина, со своей стороны, предлагает Европе более дешевую модернизацию ГТС. Вполне вероятно, «Газпром» готов демпинговать, чтобы выбить конкурента. Ситуация с делом Тимошенко позволяет дискредитировать Украину. И здесь ЕНП как политсила, войти в которую стремится «Единая Россия», оказалась очень кстати.

Западные правые готовы толкнуть украинцев влево

Европейская народная партия считается влиятельной, но на последних выборах в Европарламент получила всего 267 мест из 736, тем самым, не добившись большинства. В предыдущем составе Европарламента консерваторы занимали 288 мест. В результате, европейские народники в ПАСЕ могут предлагать проекты, в том числе, и жестких резолюций, но им не всегда удается собрать голоса в поддержку.

Скандалы периодически сотрясают и Францию, где «рулит» Николя Саркози, и особенно Италию, чей премьер-консерватор погряз в полуинтимных разбирательствах. Это серьезный удар по авторитету правоцентристкого движения. Так что, сохранив свое влияние на Украину, ЕНП частично восстанавливает реноме. Особенно если удастся сохранить «Батькивщину» как сильного оппонента украинской власти. С учетом непопулярных социальных реформ, кстати, с подачи того же Запада, в стране неизбежен рост протестных настроений. И Юлия Тимошенко с легкостью переформатирует свои правоцентристские лозунги влево, чтобы создать или возглавить широкое движение.

Что выгодно Брюсселю. Евросоюз вряд ли согласится с переходом Украины в зону влияния РФ. В то же время, он не приветствует проблемную страну и как будущего соратника в ЕС. С учетом того, как развивается непростой диалог ЕС и России, ссориться с Кремлем у Брюсселя нет никаких резонов.

Например, еще в июне некоторые депутаты Европарламента, в частности, представитель Латвии, критиковали и поведение Юлии Тимошенко на суде. Отказаться от умеренности небезопасно, потому что экс-премьера Исландии Гейра  Хаарде (состоящего в ЕНП) признали виновным в экономическом обвале. Евросоюзу не хватает только воскрешения обвинений в «двойных стандартах». Зато плацдарм для демарша на умеренные позиции готов.

Сценарий иностранной поддержки пишется в Украине?

Поэтому так активно обсуждается предположение, что шумная поддержка Юлии Тимошенко – дело рук ее самой, а представители ЕНП просто выполняют план, написанный в Киеве. В частности, подтверждает такую схему тесное сотрудничество леди Ю с экс-содокладчиком Мониторингового комитета ПАСЕ Ханной Северинсен, которая вот уже несколько лет является советником Юлии Тимошенко. В последнее время, однако, по непроверенной информации, в штабе ЮВТ высказывают недовольство работой Ханны Северинсен. Вполне возможно, что в ближайшее время к делу защиты украинского экс-премьера будут подключены другие представители европейских политсил. По слухам, в «Батькивщине» задумались о том, чтобы не ограничиваться одной ЕНП, а привлечь и членов других европейских партий.  

И продиктовано это не столько правотой Юлии Тимошенко, сколько ее позициями внутри страны. Очевидно, соратники экс-премьера еще весной отдавали себе отчет, что ради нее вряд ли удастся поднять народ. Между тем, перспектива ареста была реальной, а поддержка в Украине – скорее формальной, чем эффективной. Что касается России, она могла в любой момент выйти из игры, оставив Леди Ю разбираться с украинским правосудием без посредников.

Тем более, для россиян украинский экс-премьер приготовила сюрприз в виде иска в суд Нью-Йорка к Дмитрию Фирташу по поводу отчужденного газа. США отложили разбирательство до сентября. В его ходе могут всплыть такие подробности, что Белый дом получит дополнительный рычаг влияния на российское руководство.

Лилия Фоменко