Колесниченко: Россия не заинтересована в том, чтобы загонять Украину в угол
Народный депутат рассказал о переговорах между двумя странами
Завтра, 11 августа, в Сочи состоится встреча президентов Украины и России Виктора Януковича и Дмитрия Медведева. Эта встреча будет крайне важной для украино-российских отношений, которые, как отмечают многие эксперты, сейчас весьма напряженные. Причиной этому называют сложные газовые переговоры и, в частности, нежелание Украины создавать СП между «Газпромом» и «Нафотогазом». Поговаривают, что именно из-за этого руководство РФ в конце июля отказалось приехать в Крым на празднование дня военно-морского флота России. О том, как обстоят дела на самом деле, а также о перспективах в сотрудничестве двух стран «Багнету» рассказал народный депутат фракции Партии регионов Вадим Колесниченко.
- Вадим Васильевич, 31 июля в Севастополе праздновали день ВМФ России. В преддверии праздника в СМИ появилась информация о том, что в этот день Крым посетит президент России Дмитрий Медведев. Однако визит сорвался по неизвестным причинам. Сразу после этого эксперты высказали предположение, что поездка сорвалась из-за того, что Украина отказалась создавать газовое СП с Российской Федерацией. Отвечает ли эта информация действительности?
- Давайте для начала уточним некоторые нюансы. Кто вообще сказал, что Владимир Путин или Дмитрий Медведев планировали приезжать в город-герой Севастополь на празднование дня военно-морского флота России? Насколько мне известно, эта тема обсуждается на уровне протокола. Но в данном случае эта тема на таком уровне вообще не обсуждалась, и она была поднята нашими СМИ. Поэтому факта, чтобы Путин или Медведев отказались от принятия участия в Севастополе празднования Дня военно-морских сил, нет как юридического. То есть, не было ни договоренностей, ни предложений ни с одной, ни с другой стороны.
- Российский политолог Олег Горбунов буквально на следующий день после праздника заявил, что отсутствие в этот день в Крыму Дмитрия Медведева свидетельствует о напряженности в российско-украинских отношениях.
- Для того, чтобы говорить об определенной напряженности, не надо быть политологом Горбуновым. Мы действительно видим обострение отношений между Украиной и Россией, потому что сейчас идет переговорный процесс. Представьте себе: 5 лет мы жили в состоянии холодной войны, которая стараниями Виктора Ющенко и компании, которых поддерживали некие силы, готова была вот-вот перерасти в реальные военные действия.
В итоге прошло 5 лет. Первый год президентства Виктора Януковича начался с признания неправильных поступков со стороны Украины в двусторонних отношениях. Знаете, тут все как во взаимоотношениях между людьми. Если 5 лет подряд сосед соседу говорит: ты дурак, а 1 января он объявляет: ты не дурак, ты умный, то это не означает, что 2 января у них будет мир, дружба, помидоры. Нужно, чтобы наступил процесс некого привыкания, и это неизбежно. Мы начали вести переговоры, и они ведутся в соответствии со всеми стандартами и нормами. Каждая сторона заявляет крайние требования. В процессе переговоров они выходят на какой-то разумный компромисс.
То, что мы близкие страны, то, что у нас еще до сих пор есть интегрированная экономика, еще не означает, что мы прямо завтра должны что-то подписать. Все должно быть взаимовыгодным, это и называется партнерство. У нас есть два независимых государства со своими интересами, и каждое имеет свою экономическую и политическую выгоду. Поэтому вполне нормально, что процесс будет не однодневный, и, может даже, не однолетний. Но в итоге он выйдет на условия, которые устроят и ту, и другую сторону.
- Стоит ли украинцам в ближайшее время ожидать повышения цены на газ?
- К сожалению, у нас есть контракт, с которым сейчас идет борьба. Основная часть борьбы - по цене. У нас есть судебные процессы, и я надеюсь, что они тоже будут дополнительным аргументом в борьбе с этой, скажем так, не совсем справедливой ценой. Мы предлагаем свою формулу, россияне на вполне законных основаниях с ней не соглашаются. Экс-премьер Юлия Тимошенко, к сожалению, отдала мяч не на нашу сторону. И мы вынуждены мириться с тем, что есть, и вести постоянные переговоры.
Я думаю, что закончатся они не сразу, но я убежден в главном: компромисс все равно будет найден. Я полагаю, что никто не заинтересован загонять Украину в угол. Но при этом, конечно же, Россия хочет получить свой интерес, а Украина – свой. Вот мы сейчас и ведем сложную тактическую борьбу – как на уровне первых лиц государства, так и на уровне экспертного сообщества.
- Таможенный союз отложил предложение Украины о сотрудничестве в формате «3+1». В частности, оно не будет рассмотрено на заседании ТС 16 августа. С чем это связано?
- Это вполне нормально, потому что на заседание рабочей группы, как правило, выносятся только до конца доработанные документы.
Что касается сотрудничества с ТС в целом, мы просто обречены найти компромисс, потому что хотим мы или не хотим, а Россия – это страна, с которой у нас тысячи километров общей границы. Это во-первых. Во-вторых, мы ведем продуманную и взвешенную политику, которая заключается в следующем: мы должны из любого действия получать максимальные выгоды для своего государства. Мы постоянно кому-то что-то отдавали и взамен ничего не получали. Пришла пора платить по долгам и ставить на первое место интересы собственного государства. Это счастье, что президент Украины и правительство Украины ведут такую сложную и важную игру.
- 2 августа Коллегия судей Высшего административного суда Украины подтверджила незаконность присвоения званий Героев главнокомандующему УПА Роману Шухевичу и лидеру ОУН Степану Бандере. В этот же день Луганский окружной административный суд признал правомерным официальное использование русского языка на территории Луганщины. Можно ли считать эти события своеобразным реверансом Украины в сторону России?
- Процесс присвоения звания Героев Шухевичу и Бандере ведется уже третий год. И в этой ситуации объективно нарушен устав этих высоких почетных званий. Украина вступила в противоречие сразу с 4 резолюциями ООН, где однозначно сказано, что лица, выступавшие с оружием в руках против антигитлеровской коалиции, являются пособниками гитлеровских войск. Ни Шухевич, ни Бандера, ни их сторонники никогда не отрицали, что они выступали против СССР с оружием в руках. В этой ситуации Украина – соучредитель и первый организатор ООН - вынуждена ориентироваться на резолюции, которые принимает мировое сообщество всего земного шара.
Что касается русского языка, Луганский окружной административный суд в очередной раз упомянул, что из 13 региональных языков наиболее распространенным в Луганской области является русский.
Два эти события никакого отношения к переговорам с Россией не имеют. Это проблема защиты прав человека – наша внутренняя проблема.
- Украинские абитуриенты в этом году провалили тестирование по русскому языку – на него пришло рекордно маленькое количество выпускников. Говорит ли это о том, что русский язык непопулярен среди украинской молодежи?
- Нельзя делать таких выводов по нескольким причинам. Представьте себе, что последние 6 лет детям объясняли, что русский язык им не нужен. И эти дети, начиная с 5-6 класса, были вынуждены изучать только один язык, потому что у них не было шансов на защиту их языковых прав и, естественно, в дальнейшем – карьерных. Поэтому им было сложно перестроиться. Кроме того, мы не должны рассматривать ситуацию в общем. Потому что русский язык при вступлении в высшие учебные заведения используется только на нескольких филологических специальностях. И если брать не общие цифры, а абсолютные, получается, что показатель людей, которые поступали на русскоязычные специальности, очень высокий, и это радует.
Беседовала Марина Сытник