Политики изменили Украину до неузнаваемости
Поддержали трудоголиков и малый бизнес, а также реформировали здравоохранение
Всего семь дней и угроза остаться без каникул понадобились депутатам Верховной Рады, чтобы модернизировать государство.
Парламент погрузился в нирвану…
Ночное заседание не минуло даром: на следующий день депутаты отчаянно позевывали, потреблял чай в больших количествах и были скупы на комментарии. О пенсионной реформе говорили, но без особой охоты – еще был свеж в памяти девятичасовой марафон. Зато вспоминали вице-премьера Сергея Тигипко: чем он был так огорчен? «Отец пенсионки» действительно не выразил бурной радости, когда ее приняли. Кое-кто был такой реакцией разочарован.
Быть может, по этой причине повторять трудовые рекорды депутаты не пожелали: 21 вопрос повестки дня рассмотрели до двух часов вместо предполагаемых четырех, хотя большинство проектов были во втором чтении, то есть, с таблицами поправок.
«И их все надо обсуждать, - подчеркнул на брифинге в кулуарах лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов, - поэтому мы будем работать дольше». Но остальным парламентариям больше пришлась по вкусу идея проголосовать такие проекты сразу. За час с лишним все было закончено.
Заключительная речь рулевого Рады была краткой – несколько минут. После чего парламент мгновенно опустел и погрузился в долгожданную нирвану.
… а Президент рассказал о будущем
Глава государства провел итоговую пресс-конференцию, которая имела характер отчета за первое полугодие. Под занавес летнего политсезона Виктор Янукович зафиксировал позиции, которые, очевидно, будет занимать осенью. Самый важный момент – Президент отстаивает необходимость реформ, но признает, что могут быть потери, и заранее сочувствует пострадавшим. В то же время, без потерь нет будущего.
Это не просто эмоции, а еще и заявка на перспективу. Президент фактически позиционирует себя не только как модератора реформ, но еще и как последнюю инстанцию, на которую может надеяться каждый украинец. С учетом сложных видов на осень, гражданам такая поддержка необходима. Главное, чтобы она работала эффективно.
Осенью полетят кресла и головы
Эффективность будет обеспечена, скорее всего, кадровыми перестановками. Виктор Янукович намекнул на таковые, хотя и не конкретизировал вероятные ротации. Однако дал понять, что и внутри власти есть сопротивление переменам. Не исключено, он имел в виду и парламент, и те «различные группы в правительстве», о которых крайне осторожно упомянул спикер Владимир Литвин, говоря об отсутствии единомыслия в Кабмине.
В таких условиях, на фоне внутренних противоречий, всю полноту ответственности должен взять – и берет на себя – глава государства. Показательным в этом смысле станет решение по пенсионной реформе, - Александр Ефремов не стал утверждать, что Президент обязательно ее подпишет. «Только после экспертной оценки» - подчеркнул парламентарий.
Оппозиция не станет мириться, а будет судиться
За семь дней условия жизни в стране кардинально изменились. Наблюдатели шутили, что депутаты приняли реформы под угрозой остаться без каникул. На самом деле, это лишь отчасти верно. Пакет исторических голосований стал итогом сложных переговоров между фракциями и с группами влияния в правительстве. Об этом свидетельствовали крайне неуверенные прогнозы депутатов даже на сутки вперед.
Между тем, уже принятые реформы вынудят политиков измениться. Оппозиция ощутила это буквально на следующий день. Представителю фракции БЮТ-Б Андрею Павловскому не удалось раскрутить тему о недостаточном количестве депутатов на пенсионной вечерке. Поддержка вице-спикера Николая Томенко также ничего не дала: обвинения оппозиции разбивал аргумент, что самих протестантов в зале было намного меньше. Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов отметил, что если бы за свои поправки оппозиция голосовала в полном составе, «это была бы позиция».
Поиск позиции – та проблема, решению которой протестанты должны посвятить летние каникулы. Однако, судя по планам на июль и август, они намерены активно участвовать в суде над Юлией Тимошенко. Тоже своего рода позиция. Но что думать тем, защиту чьих интересов она декларирует?
Лилия Фоменко