Женщины в Украине готовы работать дольше
Была бы нормальная работа
Несмотря на то, что украинские женщины живут в среднем меньше, чем европейки, работать они скоро будут так же долго, как и в Европе. Но тут, как неоднократно отмечал главный автор пенсионной реформы министр социальной политики Сергей Тигипко, важна не средняя продолжительность жизни, а срок доживания на пенсии. То есть, сколько лет государство потом содержит пенсионера. Так что украинкам придется забыть о выходе на заслуженный отдых в 55 лет - накануне депутаты одобрили проект пенсионной реформы в первом чтении, согласно которому пенсионный возраст для женщин будет повышен до 60 лет в течение 10 лет.
Поблажка на три года
В отличие от первой редакции проекта о пенсионной реформе, в доработанном документе Кабмин дает женщинам предпенсионного возраста право выбора. В течение первых трех лет они смогут уходить на пенсию в 55, но при этом будут получать меньшую пенсию – минус 0,5% за каждый месяц досрочного выхода. При этом женщина не сможет совмещать работу и пребывание на пенсии.
То есть за год минус составит 6%, а за три года – соответственно 18%. Если отталкиваться от минимальной пенсии, – около 800 гривен, - то за один год досрочного выхода получится минус 48 гривен, а за три - 144 гривны. В то же время, если женщина решит работать все-таки дольше, то за каждые отработанные полгода ее пенсия потом вырастет на 2,5%. В таком случае за три года к пенсии будет наработан плюс в виде 120 гривен.
Эксперты отмечают, что сами по себе эти стимулы неплохие и во многих развитых странах используется такой подход, чтобы материально заинтересовать человека дольше работать. Однако, в украинских условиях они вряд ли дадут какой-то эффект. И все потому, что у нас, в отличие от европейских стран, можно работать, получая и зарплату, и пенсию.
«Никто не захочет от такого отказываться. Поэтому любое предложение по повышению пенсионного возраста воспринимается у нас в штыки. Потому что человеку еще год-полгода придется работать только на одну зарплату, не получая пенсию», - говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Максим Борода.
По мнению эксперта, чтобы стимулы полноценно работали, в Украине нужно просто отменить такую норму.
Украинцы не выдержат
Однако, для наших граждан это будет слишком радикальное решение, ведь пенсии только в плюсе с зарплатой позволяют как-то худо-бедно прожить. А если говорить, о женщинах, то у них средняя пенсия составляет 993 гривны, что на треть меньше, чем средняя пенсия мужчин.
Эксперты между тем отмечают, что по-другому у нас, к сожалению, быть не может – слишком мало людей платит пенсионные взносы. «У нас очень мало работающих в официальном поле и очень много пенсионеров, практически один к одному. При таком соотношении не может быть высоких пенсий. Чем раньше мы хотим выйти на пенсию, тем меньше будем получать», - говорит Лидия Ткаченко, ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, кандидат экономических наук.
Женщины готовы работать
С одной стороны, среди женщин мало приверженцев повышения пенсионного возраста до 60 лет, но, как они признаются, вряд ли этот фактор подтолкнет их на досрочный уход на покой.
Любовь Аркадиевна работает учителем в одной из киевских гимназий уже более 20 лет. До пенсии ей осталось три года, но уходить из школы она не собирается: «Смутно представляю себя целый день дома у плиты. Главное, чтоб здоровье позволяло работать. У нас многие остаются, выходя на пенсию. Есть даже такие, кто и в 75 работает. Плохо, конечно, что пенсию будут платить позднее. Ведь у нас, учителей, что зарплата, что пенсия – мизер. Одно хорошо – это то, что у меня есть муж, который поддерживает».
Здоровье украинки называют главным фактором, который может помешать работать дольше. И это несмотря на то, что женщины у нас живут в среднем на 11 лет больше, чем мужчины. Но все-таки они не железные, как бы этого не хотели чиновники.
Светлана Георгиевна, 55-ти лет, проработала 23 года медсестрой и ушла на пенсию, как только ее оформили: «Я бы с удовольствием работала и дальше, если бы была нормальная работа. В нашей сфере платят копейки, а ответственность большая. Все время переживаешь, нервничаешь. Потом еще у меня началась аллергия на дезоктин, которой раньше не было. Так что здоровье дороже. Толку работать дальше, если потом придется больше тратить на лекарства. По своему состоянию, я могла бы работать, например, на полставки. Но мне же никто не даст. Людей не хватает, поэтому тебе все время норовят добавить работы, а откажешься – замучают проверками, пока не согласишься».
Далеко не каждая женщина по состоянию своего здоровья сможет продолжать работать на прежней работе. А найти что-то другое в таком возрасте уже практически нереально. Во-первых, большинству работодателей нужны работники помоложе, а во-вторых, переучиваться тоже нелегко. Если же оставаться, несмотря ни на что на, то работа должна с лихвой покрывать затраченные силы.
И здесь все упирается в вопрос качества рабочих мест и уровня зарплат. Без решения этих проблем пенсионная реформа не состоится. Причем независимо от того, что бы не прописали чиновники в законопроекте.
Светлана Сугак