01:37 / 28.07.2022 Политика

Что известно о новом Генпрокуроре

Верховная Рада Украины в среду, 27 июля, проголосовала за нового генерального прокурора. Им стал глава правового комитета Рады Андрей Костин. Украина впервые получила генерального прокурора — бывшего адвоката с достаточно серьезным парламентским бэкграундом. Об этом пишет в материале "Кто такой и будет ли независимым новый генпрокурор Андрей Костин" глава правления StateWatch Александр Леменов.

Автор отмечает, что Костин был избран народным депутатом от партии "Слуга народа". Сначала стал заместителем главы правового комитета, а в 2020 году возглавив его, взял на себя функции основного коммуникатора Украины с международными партнерами и Венецианской комиссией. Как уже отмечало ZN.UA, Костин входит в ключевой внутренний пул, где «варится» судебная реформа.

Показательно, отмечает Леменов, что глава профильного комитета Андрей Костин признал ошибку властей, ликвидировавших в 2019 году ВККС: «Досрочный роспуск ВККС — наша самая большая ошибка. И я это говорю публично и открыто. Это решение существенно ослабило наши позиции в борьбе с внутренним сопротивлением реформе, о котором мы с вами сегодня так предметно говорим. Создав новый ВККС на основе рекомендаций Венециалки, мы исправим свою ошибку».

Но до этого его "выбили" из конкурса на главу САП международные эксперты, хотя он считался основным кандидатом Банковой. «Международники» и еще два члена конкурсной комиссии считали, что он не соответствует критерию добродетели. Подавляющее большинство отечественных СМИ называли его ставленником главы офиса президента Андрея Ермака.

На вопрос журналиста, кто главен в треугольнике Костин/Ермак-Смирнов/Портнов-Ионушас/Баканов, в котором и варится судебная реформа, в интервью ZN.UA ровно год назад Костин ответил: «Давайте сразу определимся с подобными ассоциациями. Навешивание таких ярлыков обесценивает людей, представляя их марионетками. Если вы об этом, то я не человек Ермака. В то же время мы в одной команде, у нас общие цели, где каждый имеет свой участок работы. Я никогда в глаза не видел Портнова, и у меня нет прямых поводов подтверждать ваши предположения относительно Смирнова или Йонушаса».

Но самый показательный аспект потенциальной независимости Костина: кейс ОАСК. В правовом комитете второй год лежит президентский законопроект по ликвидации ОАСК. Кто мешал Костину поставить его хотя бы на повестку дня комитета? Потому что можно часами рассказывать о своих благих намерениях, но если простой судья видит, что столько времени не трогают Волка, все это игры и блеф.

«Я согласен с президентом в том, что в ситуации другого решения быть не может, – объяснил свою позицию Костин. – Однако я не один в комитете. За внесение законопроекта о ликвидации ОАСК в повестку дня проголосовали 9 из 17 присутствующих на комитете (всего 22 члена). Причем голосовали только члены нашей фракции, остальные активно сопротивлялись. Причины такой позиции каждого отдельного народного депутата или фракции могут быть разными. Вы говорите о возможном влиянии каких-либо сил, у меня нет фактов, поэтому не могу это оценивать и комментировать. Однако после этого голосования депутатами был задан вполне справедливый вопрос: а не усложнит ли ликвидация ОАСК доступ гражданам к правосудию? », – подчеркнул Костин.

Серьезно? Этот вопрос сегодня актуален, как и год назад. Потому что пока глава комитета проводил демократическую дискуссию в комитете, глава ОПУ пользовался услугами ОАСК.

Но глава комитета не сдавался: «Для того чтобы этот законопроект продвинуть дальше, нам необходимо закончить внутреннюю дискуссию в комитете и добиться того, чтобы комитет его поддержал. Еще раз повторю: не я один принимаю решение. В этом, кстати, серьезное отличие двух позиций – главы комитета и главы САП, в конкурсе на который я участвовал. Думаю, что вы все равно задали бы мне этот вопрос. Там, с одной стороны, труднее, а с другой — легче, потому что если ты лично веришь в решение, то берешь на себя ответственность и принимаешь его», — заявил новый генпрокурор.

Тогда следует напомнить о величине ответственности главы парламентского комитета в связи с ситуацией относительно того же ОАСК, которая сложилась весной этого года. Когда общество напрочь запуталось в показаниях заместителя главы ОПУ Смирнова и главы Верховного суда Князева. Первый утверждал, что ОАСК заблокирован, второй — что работает.

«Андрей Евгеньевич, может вы рассудите? — написали тогда журналисты ZN.UA главе комитета. — Работает ли ОАСК или нет? Когда будет принято решение об одном из находящихся в комитете законопроектов: ликвидируем ОАСК или ограничиваем полномочия? Что вообще с политической волей у нас? Сейчас самое время его проявить». Костин не ответил. ОАСК и сегодня по делу. Хотя дело Вовка уже в суде.

Важно знать, что законопроект о ликвидации ОАСК, который больше года лежит в Комитете, был внесен президентом как безотлагательный. Такие рассматриваются немедленно и сбоев не бывает. Так что президент Украины этого не хотел. А Костин его прикрывал, несмотря на то, что кейс резонансный и важный для партнеров. Было безразлично качество судебной системы, и европейские требования. Подковерное слово президента – вот закон.

Подготовила: Нина Петрович