Тимошенко и Одарченко: женская солидарность в украинской политике
Украину вряд ли можно занести в список государств, где откровенно дискриминируются права и возможности женщин.
В украинском законодательстве не так много норм, которые ограничивают права людей по признаку пола. Но, тем не менее, утверждать, что в Украине нет проблемы неравенства между мужчинами и женщинами не приходится. В 21 веке Украина остается государством, где существуют проблемы гендерного равенства как в повседневной жизни, так и в политике.
О Тимошенко и Одарченко, как эффективных украинских женщинах-политиках, пишет американский новостной ресурс «Maryland Reporter».
Гендерная просадка в политике - культурная стигма или социальный конструкт?
Согласно результатам социологического исследования Центра Разумкова, проведенного в марте 2020 года, 83% граждан Украины считают, что важнейшая задача женщины – заботиться о доме и семье. 75% респондентов убеждены, что главная задача мужчин – заработок денег, а 78% - что женщины чаще мужчин руководствуются эмоциями во время принятия решений.
Возможно именно поэтому Украина занимает 156 место по представительству женщин в парламенте и имеет один из наименьших показателей количества женщин в правительстве. Несмотря на то, что женщины составляют 54% населения, однако составляют лишь 20,8% парламентариев (88 из 423), что очень далеко даже от общемирового показателя в 27 процента. На уровне местных властей еще драматичнее. В областных центрах совсем нет женщин -городских голов, их участие в судебной власти также остается незначительным.
Юлия Тимошенко как политический феномен в Украине.
Но после Революции Достоинства наблюдаются все же и положительные тенденции, например в исполнительной и судебной власти. Так в 14 году впервые в истории современной Украины Национальный Банк возглавила Валерия Гонтарева, Министерство финансов Наталья Яресько, и главным прокурором Украины сегодня также является женщина – Ирина Венедиктова. Однако в законодательной власти ситуация совсем иная и единственная сильная политическая фигура которая позволяет хотя бы вспоминать о женском представительстве в украинском политикуме, - это безусловно председатель партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко. Депутат Верховной Рады 6 созывов, первая и пока единственная женщина премьер-министр в истории Украины. В 2004 году Тимошенко была одним из главных организаторов и лидеров Оранжевой революции, и в 2005 году стала третьей по уровню влияния женщиной мира по рейтингу журнала Форбс.
Однако наличие Тимошенко как политического лидера, со своей оппозицией, реальной партией и поддержкой в социуме, - это скорее исключение для Украины. Поэтому очень интересно наблюдать, какие новые женской фигуры возникают на политической доске.
Екатерина Одарченко: политика активного действия в действии.
Например, год назад о переходе к активному политическому действию в демократической европейской традиции, заявила Екатерина Одарченко - один из признанных специалистов в сфере госуправления и GR в Украины. Вместе с другими специалистами из разных сфер она основала партию "Национальная платформа". И уже с первых шагов существования эксперты констатировали, что в Украине появилась сильная политическая структура нового типа. Одарченко отказалась от стандартного для Украины олигархического принципа бюджетирования, организовала широкое гражданское представительство и горизонтальное финансирования. Даже регистрация "Национальной платформы" шла под пристальным вниманием СМИ, потому что Одарченко отказалась давать привычные для Украины взятки в Министерстве юстиции и публично заявила о вымогательстве грязных чиновников.
Сегодня Одарченко уже баллотируется в депутаты Верховной Рады Украины по своей родной Херсонщине (это Юг Украины на границе с Крымом) и компанию ведет также прозрачно и с максимальным привлечением местных общин. В отличие от политических оппонентов, которые используют грязные технологии подкупа или административного давления, она подняла волну общественного протеста против закрытия школ и больниц в сельских регионах и собрала уже больше 25 тысяч подписей местных жителей под обращением к Правительству. Более того, она обратилась ко всем парламентским силам отказаться от политических драк и вместе помочь региону в преодолении кризиса.
На чем базируется женский политический союз в Украине?
Интересно, что одним из первых, кто откликнулся на призыв лидера внепарламентской партии Одарченко, была как раз Юлия Тимошенко, как глава парламентской фракции обратилась к Кабмину, и коллег депутатов с предложениями преодоления кризиса. Украинские журналисты тут же назвали это «политической женской солидарностью», а украинские эксперты, которые обычно утверждают: «в украинской политике главное наличие лидерских качеств, а не гендерных различий» задумались над формированием новых политических союзов по гендерному признаку.
Потому что сама же Тимошенко отмечает: «В мире длительное время существовали правила, которые дискриминировали женщин, в частности относительно доступа к участию в политической жизни. Пришло время уступить дорогу женщинам, исправить эту ситуацию и не ждать, когда это произойдет, - считает Юлия Тимошенко. - Важно, чтобы в жизни мы со своими идеями, со своей общественной борьбой не были одиноки. Важно быть в кругу людей, которые понимают, любят, разделяют взгляды и которые никогда не оставят наедине с проблемами».
С точки зрения идеологической подоплеки интересно и то, что обе партии возглавляемые женщинами ориентированы на поддержку социальной защиты, и делают ставку на экономическое развитие и демократические принципы формирования общества. А заявленный Одарченко человекоцентризм в формировании госполитик, и активизация прямого народовластия, как тактика партийного действия «Национальной платформы», прямо коррелируется с пассионарностью Тимошенко.
Екатерина Одарченко – ответ на гендерно-политический запрос.
Можем констатировать, что сформированный в гражданском пространстве страны запрос на более широкое представительство в украинском политикуме женщин в последнее время получает весомый ответ. Ведь сегодня в Украине наконец появляются не только отдельные женские фигуры, которые заполняют гендерные квоты в мужских партиях, но и политические формирования общенационального масштаба, которые успешно управляются женщинами-политиками.