Демонстративное нарушение порядка уведомления о подозрении адвокату Татарову накануне Дня адвокатуры Украины является публичным жестом презрения к профессии адвоката, - заявление НААУ
Национальная ассоциация адвокатов Украины возмущена действиями и.о. руководителя Специальной антикоррупционной прокуратуры Максима Грущука, который, как известно из СМИ, подписал уведомление о подозрении адвокату Олегу Юрьевичу Татарову (сейчас занимает должность заместителя Офиса Президента Украины).
Эти действия и.о. руководителя САП дерзко нарушают требования Уголовного процессуального Кодекса и Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", которыми предусмотрен специальный порядок уведомления о подозрении адвокату.
Такое демонстративное нарушение порядка уведомления о подозрении лицу, имеющему статус адвоката, накануне Дня адвокатуры Украины является публичным жестом презрения к профессии адвоката и всего института адвокатуры со стороны работников Национального антикоррупционного бюро Украины и САП.
Сообщение о подозрении адвоката в совершении уголовного преступления может быть осуществлено исключительно Генеральным прокурором, его заместителем, прокурором Автономной Республики Крым, области, города Киева и города Севастополя.
Руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры по должности является заместителем Генерального прокурора, однако, лицо, временно исполняющее обязанности руководителя САП, не приобретает всей полноты его полномочий. Таким образом, Максим Грищук, временно исполняя обязанности руководителя САП, совершил превышение полномочий. Это является уголовно наказуемым деянием и должно быть расследуемым в Государственном бюро расследований.
Как известно из средств массовой информации, с 01.12.2020 года руководителем группы прокуру по делу "Укрбуд" и квартир для Нацгвардийцив, где фигурирует адвокат, заместитель председателя Офиса президента Украины Олег Татаров, является Генеральный прокурор Ирина Венедиктова. Только последняя могла в пределах предоставленных полномочий дать поручение своим заместителям на подписание и прокурорам САП - на вручение подозрения Татарову А.Ю., чего сделано не было.
И.о. руководителя САП Максим Грищук и начальник управления САП Андрей Довгань не имеют процессуальных прав на вручение подозрения Татарову без доверенности старшего группы прокуроров Ирины Венедиктов.
Адвокат Олег Татаров оказывал правовую помощь компании "УКРБУД" и ее должностных лиц. Открывая против него уголовное производство, САП и детективы НАБУ противоправно отождествили адвоката с его клиентом и совершили действия по вмешательству в частную общения адвоката с его клиентом.
НААУ сообщает, что Олег Татаров имеет статус адвоката на основании свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью № 2905 от 11.03.2015 года, выданное Советом адвокатов Днепропетровской области. Хотя праве на занятие адвокатской деятельностью адвоката Татарова остановлено с 3 августа 2020 на основании п.1 ч.1 ст. 31 Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", последний сохраняет статус адвоката Украины.
Предписаниями статьи 23 Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" предусмотрена охрана профессиональных прав адвокатов, в соответствии с установленным законом специального статуса адвоката, а также гарантии адвокатской деятельности.
Адвокаты, деятельность которых остановлена, сохраняют статус адвоката и в силу норм ст 480, 481 Уголовно-процессуального кодекса Украины, и поэтому являются лицами, в отношении которых осуществляется особый порядок уголовного производства.
Статьей 23 Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" установлен запрет на вмешательство и препятствия осуществлению адвокатской деятельности; требования от адвоката, его помощника, стажера, лица, находящегося в трудовых отношениях с адвокатом, адвокатским бюро, адвокатским объединением, а также от лица, в отношении которого прекращено или приостановлено праве на занятие адвокатской деятельностью, предоставление сведений, составляющих адвокатской тайной . По этим вопросам указанные лица не могут быть допрошены, кроме случаев, если лицо, доверила соответствующие сведения, освободила этих лиц от обязанности хранить тайну в порядке, предусмотренном законом. Запрещается проведение в отношении адвоката оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, которые могут проводиться исключительно с разрешения суда, осуществляется на основании судебного решения, принятого по ходатайству Генерального прокурора, его заместителей, прокурора Автономной Республики Крым, области, города Киева и города Севастополя. Этой же статьей профильного закона запрещается проведение осмотра, разглашение, истребование или изъятие документов, связанных с осуществлением адвокатской деятельности.
Жизнь, здоровье, честь и достоинство адвоката и членов его семьи, их имущество находится под охраной государства, а посягательство на них тянут ответственность, предусмотренную законом. Законом установлены прямые запреты на вмешательство в частную общения адвоката с клиентом, правовую позицию адвоката. Орган или должностные лица, которые задержали адвоката или применили к нему меры пресечения, обязаны немедленно сообщить об этом соответствующий совет адвокатов региона.
Запрещается привлекать к уголовной или иной ответственности адвоката (лицо, в отношении которого прекращено или приостановлено праве на занятие адвокатской деятельностью) или угрожать применением ответственности в связи с осуществлением им адвокатской деятельности по закону.
Не могут быть основанием для привлечения адвоката к ответственности его высказывания по делу, в том числе, отражающие позицию клиента, заявления в средствах массовой информации, если при этом не нарушаются профессиональные обязанности адвоката. Запрещается отождествление адвоката с клиентом.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица в отношениях с адвокатами обязаны соблюдать требования Конституции Украины и законов Украины, Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколов к ней, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, практики Европейского суда по правам человека.
Совет адвокатов Украины, как высший коллегиальный орган адвокатского самоуправления, работает в период между съездами адвокатов Украины является последовательной в своих позициях и неоднократно применяла выводы Резолюции внеочередного Съезда адвокатов Украины по защите прав адвокатов от 26-27 апреля 2014 года, оказывала разъяснения по данному поводу, в частности в решениях № 132 от 24.10.2014 года "Об утверждении разъяснения о праве адвоката, деятельность которого приостановлена в соответствии с пунктом первым части первой статьи 31 закона Украины" Об адвокатуре и адвокатской деятельности ", быть участником адвокатского объединения ", решении № 126 от 10.06.2016 года" Об утверждении разъяснения о возможности привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности при остановке его права на занятие адвокатской деятельностью "и решении № 74 от 26.02.2016 "Об утверждении разъяснения относительно гарантий адвокатской деятельности и отдельных условий дисциплинарной ответственности".
Системный анализ вышеуказанных норм Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" четко указывает на то, что в случае остановки адвокатом права на занятие адвокатской деятельностью в соответствии с пунктом первым части первой статьи 31 Закона, такой адвокат не вправе ее осуществлять, однако он не лишен статуса адвоката и на него распространяются гарантии адвокатской деятельности, предусмотренные действующим законодательством Украины.
Фундаментальным принципом осуществления адвокатской деятельности является независимость института адвокатуры и каждого адвоката (ст. 1, 4 Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности").
Независимость адвокатской деятельности обеспечивается на законодательном (национальном и международном) и практическом уровнях недопущением любого вмешательства, преследования, насилия в отношении адвоката со стороны государства, общества, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Положительным обязанностью государства является создание надлежащих условий для деятельности адвокатуры, обеспечения прав адвоката и соблюдения гарантий адвокатской деятельности, проведения беспристрастного расследования фактов таких нарушений (ст. 5, 20, 23 Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", Основные положения о роли адвокатов, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 года, Декларация ООН "О праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы" от 09 декабря 1998 года).
Указанные нормативно-правовые акты распространяют сферу профессиональных гарантий на любую лицо, находящееся в статусе адвоката, независимо от его состояния и функции в конкретных общественных отношениях и безотносительно к ее клиентов и дел.
НААУ сообщит о совершенных нарушениях процессуального и профильного законодательства в отношении Олега Татарова правоохранительные органы и международные институты, профессиональные европейские организации и потребует расследования и должной реакции на уголовное преследование адвоката.