Огромные зарплаты судей никак не повлияют на уровень коррупции
Стало известно, какие судейские оклады заложили в государственный бюджет на 2021 год. По данным Министерства финансов, месячные оклады судей в следующем году составят:
- судья местного суда – 106 тыс. грн;
- судья апелляционного суда – 212 тыс. грн;
- судья высшего антикоррупционного суда – 227 тыс. грн;
- судья Верховного суда – 400 тыс. грн;
- судья Конституционного суда – 430 тыс. грн.
По итогам голосования за госбюджет на следующий год Государственная судебная администрация получила – 15,65 млрд грн. Примерно столько же, сколько было заложено и на 2020 год.
Такой же останется и база для начисления должностных окладов судьям всех инстанций — 2102 грн. А вот количество судей увеличится на две сотни человек.
Учитывая приведенные выше цифры по окладам и средние зарплаты рядовых украинцев, не удивительно, что, после обнародования уровня зарплат, те вызвали волну негодования среди граждан.
Что, в общем-то, не удивительно: у нас пенсия мизерная и в бюджете огромная дыра, а зарплаты судей растут и будут расти и дальше, поскольку привязаны к "минималке".
Но в Минфине посчитали, что заложенная в госбюджете сумма является "достаточной для выполнения задач Государственной судебной администрацией".
При этом в парламентском комитете по вопросам правовой политики отмечают, что средств недостаточно: не учтены дополнительно необходимые расходы на Конституционный Суд – на 69 млн грн; на Высший совет правосудия – 17 млн грн; на Верховный Суд – 421 млн грн; на Высший антикоррупционный суд – 87 млн грн; на ГСА – 5 млрд 656 млн грн.
Также по мнению членов правового комитета, в госбюджете не предусмотрели денег ни на судейское вознаграждение, ни на оплату труда сотрудников аппарата судов, должности которых являются сегодня вакантными.
Помогут ли грандиозные оклады в борьбе с коррупцией
Для сравнения, в 2018 году у некоторых судей местных судов в Киеве одновременно в производстве было 3-4 тыс. дел. В 2020 году – 2000 дел на одного судью тоже не предел. В день судья может назначать 25-30 заседаний, иногда даже больше.
Эти дела имеют абсолютно разную направленность, они не разграничены строгой специализацией. Некоторые судьи состоят в коллегии по рассмотрению уголовных дел, что еще больше усложняет работу.
Например, в Подольском суде (Киев) в штате должно быть 21 судья. Но работают только 9! При такой нагрузке сложно ожидать рассмотрения дела в разумные сроки. Иногда банального развода при обоюдном согласии нужно ждать больше 3-4 месяцев.
"Нагрузка судей действительно колоссальная, и зарплата должна ей соответствовать. Но обезопасят ли столь высокие оклады от коррупции – неизвестно. Потому что как минимум не только размер зарплаты влияет на уровень коррупции в суде, а еще и реальная угроза, что судью могут привлечь к ответственности. А это у нас практически не происходит", – рассказал нам управляющий партнер юридической компании "Наказ" Филипп Орлов.
Кроме того, говорит юрист, на организацию работы в суде влияет не только уровень зарплат у судей, а общий бюджет, который уходит на поддержание работы суда – канцелярия, техническое обслуживание, зарплаты помощников и секретарей, которая иногда составляет около 6-8 тыс. грн (при этом у них по количеству дел все та же нагрузка, что и у судьи).
В результате, суды не отправляют письма, аргументируя это тем, что нет денег на конверты и марки.
Невозможно добиться назначения заседания в режиме видеоконференции (то есть вы с Киева должны ехать в Одессу на заседание), потому что в суде недостаточно техники и нет нормального интернета для организации конференции.
"Приехав с Киева в Одессу может оказаться, что судья ушел в отпуск, а вас даже по телефону никто не предупредил про отмену заседания. Практически не функционирует электронный суд, которого все так ждали. Все это никак не исправляется поднятием зарплаты судьи. Поэтому, по-моему, эти громкие цифры проблемы с ужасной организацией работы в суде не решат, при этом только увеличат недовольство граждан судебной системой", – говорит Филипп Орлов.
Судебная реформа – это одна из самых важных реформ, которые должны произойти для того чтобы жизнь украинцев изменилась радикально. Но произойти это должно не только в зарплате, считает юрист, но и в голове самих судей и людей, которые мечтают об этой профессии.
"А это этический вопрос, реформой здесь не обойтись", – резюмировал Филипп Орлов.