Андрей Садовый попался на лжи: львовские медики признали, что использовали весь препарат, который мэр обещал вернуть производителю
В скандале с «Протефлазидом» поставлена точка: врачи, вопреки позиции львовского городского головы, употребили по назначению всю гуманитарную партию противовирусного препарата.
Многие помнят, как на заре «Эпохи Карантина», в марте-апреле 2020 года, по многим сайтам и блогам прокатилась кампания критики препарата «Протефлазид» – очень массовая и слабо аргументированная. Которая началась после заявления руководства Академии медицинских наук Украины об обнадеживающих результатах лабораторных испытаний препарата по его действию на коронавирусы.
Стоит вспомнить, что пусковым механизмом кампании, основанной на абсолютно безапелляционном обвинении НАМНУ в занятиях «псевдонаукой» и извращенной с точки зрения медицины формуле «травы не лечат», тогда выступила экс-ио-министра МОЗ Ульяна Супрун.
А учитывая последовавший вал публикаций и характер критики в них – нетрудно предположить, что Супрун положила начало жесткой конкурентной фармвойне в духе дикого капитализма.
Но есть довольно пикантный момент: одним из «ледоколов» кампании черного пиара стал львовский мэр Андрей Садовый, объявивший «Протефлазиду» личную вендетту.
При этом, как стало ясно из финала этой истории, поначалу именно львовский мер принял участие в переговорах с фармкомпанией «Экофарм» о бесплатной поставке партии противовирусного препарата в больницы Львова для профилактики медперсонала. Однако сразу после того, как препарат был принят больницей скорой помощи Львова, у Садового случилось внезапное «прозрение» - в собственном фейсбуке, а затем на сайте администрации Львова он заявил о том, что заказ «Протефлазида» для больниц Львова - это «фейк». Мэр громогласно пообещал, что «весь поставленный препарат будет производителю возвращен». И пригрозил судом, правда, непонятно кому…
Спич Садового мгновенно был растиражирован десятками СМИ, с прямыми, как швабра, заголовками типа «Мэр Львова не допустит прсевдолекарство…», «Львов вернет производителю фуфломицин… «Львовские медики отвергают…»
Все эти истеричные пассажи, как оказалось, стоили столько же, сколько слово Андрея Садового. Потому что через три месяца, под угрозой обращения в правоохранительные органы по поводу пропажи гуманитарной помощи, «Экофарм» получил из Львова отчет: «Протефлазид» в количестве 1500 упаковок был распределен среди львовских врачей и использован по назначению.
Точка.
И теперь в воздухе вывешен большой, как львовская Площадь-рынок, вопрос: «Что это было?». Можно сформулировать иначе, понятнее: «Как и почему мэр Львова Садовый попался на откровенном вранье?»
Этот скандал, учитывая разворачивающуюся кампанию выборов в местные органы власти, может подпортить светлый образ известного львовского политика. Если добавить сюда постоянное лидерство Львова по количеству заболевших (в том числе врачей) и личное участие городского головы в кампании дискредитации препарата, ставит Садового в совсем уж щекотливое положение.
Поэтому есть смысл проследить логику развития этой странной истории.
В одном из интервью генеральный директор компании «Экофарм» Анатолий Новик объяснил: в середине марта 2020 года мэр Львова Андрей Садовый позвонил лично ему и запросил бесплатную благотворительную партию «Протефлазида» для защиты врачей Львова.
Далее переговоры велись с главным врачом Клинической больницы скорой медицинской помощи Львова Олегом Самчуком. От этого коммунального предприятия (то есть подотчетного львовской власти), и поступил официальный запрос гуманитарной помощи (3500 флаконов «Протефлазида» для этой больницы и других больниц Львова. Вот это письмо:
Фармкомпания на тот момент не имела а складе такого количества препарата, который запросили в виде гуманитарной помощи одновременно десятки клиник. Были собраны все имеющиеся запасы – 1505 флаконов «Протефлазида» – и «Экофарм» собственным транспортом доставил груз во Львов (предполагая через неделю-другую довезти еще 2000 флаконов из 3500, запрошенных главврачом КЛШМД).
Вот расписка главврача о приемке 7 апреля 1505 флаконов препарата:
Далее, как мы уже знаем, 10 апреля, Андрей Садовый сделал свое скандальное заявление. Разумеется, что после этого своеобразного «спасибо» компания «Экофарм» более не поставляла во Львов «Протефлазид». А вместо этого многократно на протяжении апреля-июля интересовалась у мэрии Львова и главврача КЛШМД, когда же состоится обещанный Садовым возврат «Протфлазида».
В июле с такими же запросами несколько в пресс-службу и департамент здравоохранения мэрии Львова обращались журналисты сайта Grippua.com.ua.
Ответа не последовало. Возврата препарата тоже не произошло.
И только после явного намерения фармкомпании заявить в правоохранительные органы о пропаже во Львове партии благотворительно помощи, в адрес компании, наконец, поступило письмо главврача КЛШМД Львова, из которого следует:
Первое. «Протефлазид» был роздан в полном объеме врачам больниц Львова «по желанию» преимущественно на следующий день после получения бесплатной партии (очевидно, 8 апреля). Если точнее, то к письму главврача приложены апрельский и майский отчеты одного из департаментов КЛШМД, заверенные тремя подписями и печатью – из которых следует, что 1295 флаконов «Протефлазида» разобраны врачами сразу в апреле, а оставшиеся 210 флаконов дорозданы уже в мае 2020 года.
Второе. Главврач, в отличии от городского головы, не склонен сомневаться в противовирусных свойствах «Протефлазида» – он сам определяет препарат именно этим прилагательным.
А теперь самое интересное. Получается, что эту информацию главврач КЛШМД или мэрия Львова могли сообщить тремя месяцами ранее, в апреле. Но не захотели. Или, скорее, не смогли? Потому что единственной причиной такой «заторможенности» может быть лишь давление мэра Львова, пообещавшего препарат вернуть и столкнувшегося с физической невозможностью это сделать.
В самом деле, если почти весь препарат был роздан, как утверждает главврач Олег Самчук, 8 апреля – то на момент скандального заявления Андрея Садового о возврате «Протефлазида» - 10 апреля – возвращать уже было нечего. Таким образом, мэр Львова в пылу политического блогерства не удосужился даже узнать, возможно ли физически сделать то, о чем он так пафосно заявил.
Излишне упоминать, что заявление мэра Львова поставило под удар главврача КЛШМД Олега Самчука. Ведь именно его подпись стоит на акте приемки партии «Протефлазида». И, естественно, именно его на пару с мэром Львова производитель препарата четыре месяца бомбардировал запросами о судьбе поставки; ему же и пришлось в итоге и ответить фармкомпании. А если точнее – мэр поставил под удар не только одного главврача. Тысячи львовских медработников могли на протяжении всего этого времени профилактироваться от ОРВИ проверенным и надежным препаратом. Но Андрей Садовый лишил их такой возможности.
Вопрос – во имя чего?
Есть несколько предположений.
Сопоставив даты, можно заметить, что:
1. Запросы «Протефлазида» из Львова следовали 20-23 марта.
2. Кампания против препарата развернулась 26 марта.
3. Телемост Андрея Садового с Ульяной Супрун прошел 8 апреля.
4. Заявление Андрея Садового против «Протефлазида» – вечер 10 апреля
Итак, очевидно, что изначально бесплатная поставка препарата заказывалась мэром Львова без всяких сомнений. Но до 10 апреля произошло что-то, что заставило Садового развернуться, как говорится, на 180. Именно в этот период в СМИ началась кампания против препарата. И что самое интересное – вместе с Супрун старт ей дали СМИ, принадлежащие львовскому меру – «24 канал» и «Радио «Максимум».
На вирусологические воззрения львовского мера мог повлиять пост в фейсбуке или личный разговор с хорошей знакомой Ульяной Супрун (Садовый буквально накануне поставки «Протефлазида» во Львов, вел с ней телемост, рассуждая в том числе и о том, что украинцы должны стать «частью мирового знания» и не бояться применять экспериментальные западные лекарства).
То ли, наконец, Андрей Садовый на рубеже марта-апреля по какой-то причине напрямую вступил медиа-войну фармкомопаний на стороне конкурентов «Экофарма».
Но вот что известно точно: со времен демарша Андрея Садового вот уже больше 4-х месяцев бесплатный «Протефлазид», который используют в более чем сотне клиник по стране, врачам Львова не поставляется. И за то время именно во Львове от Сovid-19 умерло максимальное число врачей, включая нескольких известных светил практической медицины…