Страстная неделя украинской политики
Власть предвосхищает события, оппозиции не на что жаловаться
В Украине – перемены уже грянули. В политикуме. Пока что их мало кто ощущает, однако, оппозиция уже чувствует себя слегка озадаченной. Это видно по нервным реакциям сразу на несколько инициатив. Со своей стороны, максимум активности показала и власть. Страстная неделя оправдала свое название: завершение громких дел, стратегические визиты и кадровые перестановки. Что же происходит на самом деле?
Перестройка - за ускорением
Суть переворота – в быстроте реакции украинской власти. Она на Страстной неделе поражала. Ответ на скандальный факт избиения рыбаков в Черновицкой области последовал незамедлительно, причем жесткий – отставка. С той же скоростью почти разрублен Гордиев узел в столичной власти. Наконец, Президент Украины прокомментировал данные последних соцопросов.
Эти и другие моменты свидетельствуют об ускорении темпа политпроцесса. Причем его вряд ли назовешь искусственным, поскольку Банковая никого и ни в чем не торопила, а лишь вовремя действовала, опережая оппозицию. Также маловероятно, что речь идет о простом стечении обстоятельств: для решения сложных проблем необходима подготовка. Следовательно, команда главы государства старалась предвосхитить события.
Лишь под занавес недели протестные силы, в частности, в Верховной Раде, попытались обогнать власть. В ход пошли испытанные приемы: блокада трибуны, громкие заявления. Заметен любопытный нюанс, - теперь оппозиционеры осваивают эзопов язык. Например, на брифинге в парламенте депутат фракции НУ-НС Андрей Парубий и экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко, выступая против Харьковских соглашений, мотивировали свою позицию тем, что Черноморский флот наносит ущерб инвестиционному климату Крыма. Полностью выдержать деловой тон все же не получалось, нет-нет да и съезжали на политику, но деталь сама по себе примечательная. В том же ключе спикеры от оппозиции старались выдержать и комментарии о Флаге Победы: на пошив уйдет много денег, их бы лучше раздать ветеранам.
Сначала наступать, потом объединиться
Впрочем, украинская оппозиция приготовила власти и сюрпризы. Сразу два: весеннее наступление (в виде Марша протеста) и объединение правых сил. Что случится раньше? Судя по всему, марш, поскольку его организуют структуры, которые принимали деятельное участие в Налоговом Майдане 2010 года. Но это будет, опять же, экономическая акция, по крайней мере, поначалу.
А что же политики протеста? Помимо активизировавшегося Виктора Ющенко, интересное заявление сделал Олег Тягнибок. Он не исключил объединения с «Нашей Украиной» в ответ на аналогичный прогноз Валентина Наливайченко. Сразу возник вопрос, кто с кем? На правом фланге, в отличие от арифметики, от перемены слагаемых сумма меняется: то ли «Свобода» станет мягче, то ли «Наша Украина» радикализируется?
Однозначного ответа, вероятнее всего, не будет долго. Во-первых, Олег Тягнибок почти в открытую призвал к свержению режима, что вряд ли подхватит осторожный Валентин Наливайченко. Во-вторых, такому альянсу придется конкурировать с «Батькивщиной», что автоматом снижает шансы на успех. В-третьих, прагматичные предприниматели с пакетом конкретных претензий выглядят убедительнее лидеров, сражающихся с флагами и языками. Так что протестантам придется менять тактику. По крайней мере, реагировать быстрее, ведь столицу они проиграли.
Киеврадовский узел подцепили на ГАК
Ротацией, не столько давшей ответы, сколько породившей вопросы, разрешился конфликт между главой КГГА Александром Поповым и секретарем Киеврады Олесем Довгим. Вроде бы исход дела был предрешен: выход противостояния наружу неизбежно ведет к быстрой развязке. Но вокруг «киевского стола» разыгрались крайне сложные страсти. С одной стороны, оппозиция пыталась форсировать события (законопроект о досрочных выборах мэра) и проиграла. С другой, и выигравших нет, потому что фигура Галины Гереги – компромиссная. Максимальная выгода регионалов состоит в том, что на какое-то время обе ветви киевской власти перестанут враждовать. Это значит, что решения киевскому ребусу пока что нет, но потребность в действиях – была. И власть постаралась, насколько возможно, отыграть ситуацию так, чтобы даже у протестантов не возникло веских возражений.
Все флаги мира – в гости к нам
В предпасхальную неделю Украина подверглась иноземному нашествию: у нас побывали Генсек ООН, Гендиректор МАГАТЭ и Генсек Совета Европы. Формальный повод – годовщина аварии на ЧАЭС (и постройка нового саркофага). Однако в ходе контактов много было говорено о возврате на путь истинный (то есть, демократический), о внешнеполитических векторах, а в кулуарах – о модернизации ГТС. За визитами пристально наблюдала Россия, после чего появились намеки о вероятном пересмотре цен на газ.
Официальный Киев умело сыграл на своих текущих преимуществах, желая получить стратегические результаты. Скорее всего, первые последствия уже есть, - - внутри страны. Оппозиция теряет поводы для ропота. Скажем, те же Харьковские соглашения. Народный депутат (фракция ПР) Владимир Олийнык в эксклюзивном комментарии «Багнету» отметил, что в диалоге с РФ власть высказалась в пользу евроинтеграции и показала, что она защищает как раз национальные интересы. Обвинения правых теряют остроту и, в дальнейшем, могут лишиться смысла. Чего не скажешь о факте осуждения Виктора Лозинского на 15 лет за охоту за людьми.
***
Следующая неделя – праздничная. Но по событийному наполнению обещает быть чрезвычайно насыщенной. Выдержат ли все политики новый – быстрый – темп? Покажет финал апреля.
Лилия Фоменко