Украинская неделя политики: Космос, пленки, кровь и газ
Чем политики заполнили паузу
Не умеют наши политики отдыхать. Что и доказала уходящая неделя. При отсутствии потрясений можно и расслабиться, но вместо этого фигуранты занялись кто – чем. Поэтому космос соседствовал с газом, а пленки звукозаписи вызывали желание сдать кровь.
К звездам – вместе, газы – врозь…пока что
Но сначала – о высоком, то есть, о Космосе. День космонавтики в этом году стал украино-российским: состоялся обмен между Киевом и Москвой. К нам приехал премьер РФ, к ним – наш экс-президент. Владимир Путин со своим украинским коллегой Николаем Азаровым, а также с Президентом Украины Виктором Януковичем пытались решить важный и неоднократно обсуждавшийся в экспертных и политических кругах двух стран вопрос о Таможенном союзе, а также (в рамках проекта ЕТП) - о сотрудничестве «Нафтогаза» и «Газпрома». Однако событие не стало «гвоздем недели» по той причине, что стороны остались на прежних позициях. На первый взгляд.
А на второй, в отношениях двух стран, не исключено, наступит новый этап. Во-первых, официальный Киев дал понять, что ЕС ему не менее дорог, чем РФ. Тем более, российские гости не конкретизировали выгоду Украины от более тесного сотрудничества в формате «3+1». Во-вторых, прохладным фоном для встречи стало разочарование в «харьковских соглашениях». Так что Владимир Путин вернулся в Москву с двумя так и не выясненными моментами по стратегической соседке. Скорее всего, внятных сигналов он в ближайшие дни и не получит, так как Украине выгодно «повисеть» какое-то время между РФ и ЕС. Поэтому в России визит назвали неудачным, у нас предпочли об итогах вежливо промолчать. Но никто не сомневается, что заколдованный «украинский внешнеполитический треугольник» надо превращать в четкие векторы. Тем более, Евросоюз настолько углубился в собственные проблемы, что в диалоге с Украиной ограничивается протокольными фразами.
Срок за формулу
Светит одному из украинских политиков. Несмотря на краткость, визит Владимира Путина для нас все же будет иметь последствия. Сразу несколько нюансов наводят на мысль, что, помимо формулы «3+1», стороны касались также громких уголовных дел. Отчасти об этом свидетельствует как провокационный посыл оппозиции («допросить Путина»), так и комментарии Леонида Кучмы после возвращения из Первопрестольной. Экс-президент, по непроверенным источникам, после поездки считает, что Николай Мельниченко сотрудничал с российскими спецслужбами. Вероятно, в Москве он не только радовался достижениям космонавтики, но и почерпнул полезную для себя информацию, не исключено, заручился поддержкой. Во всяком случае, московский вояж значительно улучшил настроение Леонида Кучмы.
Чего не скажешь о других фигурантах. Против Юлии Тимошенко возбудили уголовное дело по газовым контрактам с крайне невыгодной для Украины формулой. Если она надеялась на заступничество Владимира Путина, то просчиталась, - российский премьер, напротив, косвенно признал неудобство формулы цены газа для нашей стороны, намекнув на возможность ее пересмотра. Россия предпочтет роль наблюдателя. Кроме того, в Москве стартует подготовка к выборам. Прямо скажем, не до нас.
Ющенко не хочет сдавать кровь стране
Впрочем, у нас тоже имеют в виду следующий марафон. Еще один экс-президент – Виктор Ющенко – дал пресс-конференцию, в ходе которой сделал несколько интересных заявлений. В частности, о своем участии в парламентских выборах. А также о взаимоотношениях с Леонидом Кучмой. Фраза, которая, быть может, раскрывает истинные мотивы перехода Виктора Ющенко к активной деятельности, касается Юлии Тимошенко. Он признал, что газовые контракты его премьер подписала в обход президентских директив. А также высказался о громких делах в том смысле, что они возбуждены с целью поставить некоторых политиков в зависимость. От кого именно – не уточнил.
У следствия же могут в ближайшем будущем возникнуть вопросы к самому Виктору Ющенко, в частности, по делу об отравлении тогда еще кандидата в президенты. Скандал разразился, когда стало известно, что пробирки с ценным материалом исчезли. Причем заместитель Генпрокурора прямо обвинил в этом как работников Секретариата Президента, так и тогдашнее руководство ГПУ. В ответ Виктор Ющенко пообещал сдать анализы, но только если для этого будут названы веские основания.
Очевидно, политик не горит желанием ни пролить свет на темное «отравленческое» дело, ни, тем более, фигурировать в процессах даже в качестве потерпевшего. Виктор Ющенко понимает, что результаты расследования могут оказаться нелицеприятны для него, и заранее дает понять, что не доверяет «органам». Судя по косвенным признакам, он также крайне обеспокоен вероятными показаниями Леонида Кучмы, а также постепенной девальвацией «пленок Мельниченко» как доказательства. Во всяком случае, прозрачный намек на статус и намерение баллотироваться говорит о многом.
Лилия Фоменко