Японцам нужно наше «живое мясо», чтобы бросать в смертельно-радиоактивные зоны, - ликвидатор аварии на ЧАЭС
На Фукусиме-1 нужны чужие люди для работы в зонах высокой радиации
Информационное пространство всколыхнула информация о том, что компания Терсо, владелец пострадавшей после цунами 11 марта японской АЭС «Фукусима», ищет ликвидаторов аварии на ЧАЭС в апреле 1986 года, обещая платить им по 5000 долларов за день. Об этом сообщило французское издание L'Express.
«Багнет» выяснял, отправятся ли ветераны Чернобыля в Японию. В конце концов, оставшиеся в живых ликвидаторы ЧАЭС уже немолоды – даже тем, кому на момент аварии было по двадцать лет, давно перевалило за сорок. К тому же, нельзя сказать, чтобы они отличались отменным здоровьем – последствия ликвидации сказываются. Что же нужно Японии – их неоценимый опыт, «живое мясо», чтобы не привлекать своих людей, или и то, и другое?
В Министерстве чрезвычайных ситуаций назвали данную информацию не соответствующими действительности слухами.
«У нас была готова команда, 40 человек. Мы были готовы поехать, но никто не приглашал», - сообщили «Багнету» в пресс-службе МЧС. Кроме того, слухи о возможном участии чернобыльцев в ликвидации последствий аварии на Фукусима-1 назвали дезинформацией.
Ничего об этом не слышали и в Государственном агентстве Украины по управлению зоной отчуждения. Информацию назвали странной – наш источник уверял, что сложно представить, как можно использовать чернобыльцев при ликвидации аварии на Фукусиме. «Это уже, в основном, пожилые люди, старше сорока и уже ближе к пятидесяти – и это из самых молодых», - заявил «Багнету» пресс-секретать. Несмотря на то, что многие чернобыльцы чувствуют себя еще довольно бодро, в госагентстве не видят, каким образом они могли бы принимать участие в активных действиях по ликвидации аварии в Японии.
Прояснил ситуацию бывший ликвидатор аварии на ЧАЭС Александр Наумов.
Сам Наумов попал в зону в 86-м: тогда он, 36-летний капитан милиции охранял станцию Янов в Припяти. «Когда реактор взорвался, меня подняли по тревоге, и единственное, что сказали: это серьезно и надолго», - рассказывал он позже. Сейчас Наумов – полковник МВД, а в свободное время – сталкер, водит людей по Чернобыльской зоне на экскурсии.
«Я слышал об этом», - заявил он корреспонденту «Багнета». Попросил разрешения подождать, пока он присядет на лавочку, голос – с одышкой. На вопрос, согласился бы на японские условия он или кто-нибудь из его товарищей по ликвидации аварии в Чернобыле, Наумов ответил: «Думаю, что нет. Чернобыль уже преподнес свои уроки».
Ликвидатор рассказывает: из вертолетного полка, в котором было шестьсот человек – летчики, экипажи – практически никого в живых не осталось. «Какие социальные гарантии может дать наше государство потом этим людям?» - спрашивает он.
По его мнению, 5 тысяч долларов в сутки не окупят стоимость лечения после ликвидации аварии. Впрочем, он не исключает, что желающие найдутся – на фоне повальной безработицы и нищеты в стране.
«Там не нужны специалисты. Там нужны те, кто будет работать в зоне высокой радиации, в зоне больших полей, где разбросана радиация», - объясняет Александр Наумов.
Он говорит, что своих людей Япония жалеет и бережет – на Фукусиме-1 работало всего 400 человек, которые были спешно выведены оттуда, когда повысился радиационный фон. «Когда фон повысился, они быстренько всех вывели. Когда фон повысился, они быстренько доставили спецодежду, чтобы люди по радиоактивной воде не бегали и не промокали. Они заботятся о своих. А наемные работники – это ж чужие люди», - говорит Наумов.
Стоит отметить, что пока Япония, по-видимому, не посылала официального запроса в госструктуры Украины с просьбой помочь «живым телом» чернобыльских ветеранов. Однако, скорее всего, на неофициальном уровне такое предложение действует. И, как и говорил Наумов, найдутся те, кому нечего терять – и кто отправится в радиоактивные зоны торговать остатками здоровья за пять тысяч долларов в день…
Анна Долгарева