17:30 / 28.03.2011 Политика

Налоги. Без них нельзя...

Это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы

Любопытный, однако, этот день - первое апреля. Например, почитатели коньяка ставят в своих календарях жирную птичку: именно 1 апреля их любимый напиток приобретает еще один год выдержки.

Можно сказать, что и государство получает в этот день еще один год «выдержки» - начинается новый финансовый год. Впрочем, удовольствия от этого не так уж много, потому что его наступление предполагает возникающий у государства вопрос: заплатили ли уважаемые граждане налоги?

В свое время американский экономист Мюррей Ротбрад остроумно заметил: «Все личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или продавая товары и услуги потребителям, или посредством акта дарения. Только государство добывает свой доход посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется». 

Пожалуй, правда. Государства, надо сказать, мало церемонятся с неплательщиками налогов. И даже создают в составе налоговых органов специальные подразделения, способные к прямому и жесткому «взысканию». Пример реализации такого подхода - налоговые органы США, Японии, Швейцарии, Германии. В этих странах подразделения, обладающие правом расследовать налоговые преступления и осуществлять необходимые оперативно-розыскные мероприятия, входят в состав налоговых органов. Обладают большей или меньшей самостоятельностью.

Другой подход - создание налоговой службы и налоговой полиции в качестве независимых органов. При этом налоговая полиция проводит оперативно-розыскную деятельность и расследования налоговых преступлений. Так, в Швеции в 1993 году создана Финансовая полиция, в России в это же время получила независимость от налоговых органов Федеральная служба налоговой полиции. 

Италия пошла еще дальше. Там в 1907 году создали Финансовую гвардию, военизированный орган, объединяющий функции всех органов финансового контроля. 

Если вы думаете, что бесцеремонностью отличаются лишь постсоветские финансовые силовики, спешим вас заверить, что это не так. Скажем, прошлым летом итальянская Финансовая гвардия провела развеселую акцию в водах Тирренского моря. «Гвардейцы» просто высаживались на самые роскошные яхты и интересовались господами отдыхающими. «Больше всего нас поразил тот факт, что на борту яхт, достигавших в длину 25 метров, мы обнаружили лиц, которые либо вообще не декларировали никаких доходов, либо платили минимальные налоги», - сообщил журналистам руководивший операцией полковник Альтберто Катоне.

И в самом деле, куда деваться? Еще в начале позапрошлого века русский экономист Николай Тургенев доходчиво объяснил природу такого рода действий:  «Налоги - это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

Стоит ли говорить, что действия налоговиков особого восторга не вызывают? Вот реальная история из жизни. Звонок в одну из киевских радиостанций: «Я бухгалтер, сейчас сижу и готовлю отчеты для налоговой. Пожалуйста, поставьте для всех налоговиков песню «Я убью тебя, лодочник»…

В то же время весь этот, простите, выпендреж драгоценных соотечественников напоминает озлобленность щенка, который кусает веник, каким его стукнули, но не задумывается о руке, держащей этот самый веник. Вы соединились в общество? Вы вручили правительству право требовать налоги? Вопросы исчерпаны.

И разговоры о том, что наши налоги непомерно велики, тоже, мягко говоря, лишены основания. Ежегодно авторитетный американский аналитический центр Heritage Foundation проводит исследование по 50 независимым показателям экономической свободы в 161 стране мира. Результаты сводятся в единый Индекс экономической свободы. Так вот, несмотря на то что Украине присвоено почетное 99-е место и звание страна «в основном не свободная» с точки зрения рассчитываемого в рамках исследования индекса налогового бремени, Украина получила средний и весьма либеральный индекс 2,9, разделив позицию в пятом десятке вместе со Швейцарией. Получается, что в таких странах, как Великобритания, США, Франция, Германия, налоговое бремя значительно выше. 

Да, западный человек тоже норовит увернуться от выплаты налогов. Но если уж он налоги платит, то часто откровенно кичится суммой, выплаченной государству. Есть прямой повод сказать: «Государство - это я» - и потребовать почтительного к себе отношения. Придем ли мы к такому поистине цивилизованному отношению к налоговым службам? 

А вот на этот вопрос ответить очень сложно. Дело все в том, что наш украинский налоговик - заложник чиновничьей безграничной тупости. То есть тупости в самом буквальном, первобытном смысле этого слова. Нас не удовлетворяет работа жэка, райадминистрации, городского совета, отдельно взятого образовательного министра. А тут еще и налоговик является и требует денег - на содержание всей этой малоприятной «шоблы».

В конце концов вас может угнетать система налогообложения. Но при чем тут отдельно взятый налоговик? Если уж посмотреть строго, получается, что налоговая милиция - единственная структура, которая по-настоящему печется о государстве. Она не дает государству умереть с голоду. В отличие от вороватого чиновника или беспечного налогоплательщика. Тех самых, которые  опять «забыли» уделить финансовой независимости государства должное внимание. 

Деваться некуда - за все приходится платить, все имеет свою цену. И налог - это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы. Если же ты воспользовался общественным ресурсом, но при этом решил не вносить в него свою лепту, государство от всей души даст тебе по шее. Использовав для этого налоговую милицию, тоже, к слову, живущую на наши с вами налоги.

Геннадий Седов,

корреспондент портала «Фондовый рынок Украины»