Александр Черпицкий: «Наша земля стоит того, чтобы подходить к ней с полной ответственностью»
«Будет действовать закон - армия получит мощный толчок к развитию», - уверен замминистра обороны
Кадастр - один для всех, считает заместитель министра обороны Украины. И изменения должны быть как в паспорте - с государственным подходом. Это на сто процентов искоренит махинации с землей и будет соответствовать задачам президента.
- Какие предпосылки имеются у нас для проведения земельной реформы?
- Реформа идет. Необходимость в ней возникла одновременно с возникновением Украины как независимого государства, с первых дней существования. Украина - аграрная страна, в которую идут инвестиции. Как можно представить инвестиции без земельной реформы? Селянин не стал богаче. Потому что с землей не смог ничего сделать. Привлекать инвестиции под землю, которая не есть товаром, невозможно.
Если фирма может взять кредит, то собственник земельного пая сегодня не способен его взять, а значит, он остается собственником только на бумаге. А ведь украинские черноземы занимают огромные объемы и по показателям лучшие в мире. Но и они приходят в упадок без дела. Чтобы удобрять, использовать, облагораживать землю, нужно вкладывать деньги. Из-за их отсутствия мы теряем качество черноземов! Николай Янович четко дал задание: порочный круг нужно разорвать. Если говорить о национальном богатстве, то доля земли в нем составляет минимум 80%. Без рынка земли говорить об эффективном развитии экономики бесполезно. Уверен на сто процентов, что позиция президента, прозвучавшая на форуме политреформ, будет воплощаться без промедления.
- Что получат граждане Украины, когда земля станет товаром, и что они могут в таком случае потерять?
- Часто можно услышать: мол, есть угроза из-за рубежа, иностранцы все раскупят. Во-первых, не секрет, что в теневом варианте земля все равно продавалась. Если взять все законы всех созывов, то тенденцию отследить не сложно. Сегодня дельцы все еще находят лазейки. Теневой рынок берет на себя важные функции - и теряют все. Денежная масса тает, экономика теряет. А главное, теряет владелец земляного пая. К нему приходят и говорят: «продай»! И он понимает, что это единственный выход. Ни продать, ни заложить эффективно и просто нельзя. То есть само положение вещей толкает его на то, чтобы лишиться этих паев. Естественно, многие выбирают простой путь: покупают машину, детей обеспечивают, но лишаются собственности… Только в новых, законных условиях, собственник сможет сохранить свое право.
Наши землевладельцы - мудрые люди. Когда человек будет хозяином на своей земле, он соберет совет и примет самое правильное решение. Кто желает - будет обрабатывать. Кто нет - продаст и получит законную прибыль.
- Нет ли угрозы выведения из оборота сельхозземель?
- Кто купит землю? Тысячи гектаров сельхозназначения. Ни одного дня эта земля не будет простаивать. Человек заинтересован ее засеять, чтобы она давала результаты. Какая-то часть граждан продаст землю, и если их это устраивает, это и есть демократия. Возможно, придут иностранцы. Землю вывезти нереально. Немцы это практиковали, однако вряд ли кому-то придет это в голову в ХХ1 веке. Возможно, ее смогут купить граждане только нашей страны, а представителям других государств будет определен специальный порядок продажи. Обязательно нужно знать - сколько земли, ее качество и стоимость. Необходимо принять закон о кадастре. Чем быстрее мы примем его, тем быстрее выиграет экономика в целом.
Что касается угрозы выведения из оборота сельхозземель. Уже сегодня есть нормы целевого назначения. Когда будет кадастр, использовать площади можно будет исключительно по назначению. Сегодня неясно: вероятно, земля была предназначена для сельскохозяйственной деятельности и она уже не пригодна. Был лес, а сегодня выгорел и превратился в поле. Высохло болото, река изменила русло. На всей территории таких изменений может быть много.
Угрозы «утечки земли» надуманны и безосновательны. В нашей стране наиболее перспективный бизнес - аграрный. И каждый будет стараться иметь у себя больше земли именно сельхозназначения. Что касается кадастра, то есть сравнение с паспортом гражданина. Это будут лишь сухие данные. Должно быть всего несколько пунктов, однозначных и фиксированных: местонахождение, целевое назначение, рыночная стоимость, данные о юридическом или физическом лице - владельце, который владел участком раньше. И, конечно, состояние грунта для сельхозземель
- Кто должен распоряжаться кадастром? Как избежать злоупотреблений?
- Я много изучал опыт других стран. Могу сказать уверенно: это должна быть автономная служба. Не должно распоряжаться кадастром отдельное ведомство. По той причине, что заинтересованы все. И если кто-то будет вносить изменения, земля станет источником раздора и манипуляций. Кадастр один для всех. И изменения должны быть как в паспорте - с государственным подходом. Это на сто процентов искоренит махинации и злоупотребления и будет соответствовать задачам президента.
- Какова нынешняя рыночная стоимость гектара земли, и какова она будет, когда земля станет товаром на государственном уровне?
- Если говорить о стоимости - точно никто не может знать. Могу сказать одно: наша земля бесценна. Это тот ресурс, что поможет и нам, и детям, и другим странам. Черноземы - основной показатель Украины.
Что касается земель Министерства обороны. Настаиваем на приведении законодательной базы в соответствии с требованиями времени. Нужно убрать возможности, схемы, которые позволяют разбазаривать наши основные богатства. С этой целью успешно разработали ряд постановлений. Если сработает, коррупции в Министерстве обороны однозначно придет конец. Это невозможно сделать одним махом. Все, что излишнее, должно реализоваться. А то, что представляет национальную ценность - переместить на баланс аграрного министерства. Земли Министерства обороны должны обязательно оцениваться с объектами и наполнять спецфонд ВС. Также есть земли, которые необходимы органам местного самоуправления. В этом случае нужно смотреть, чтобы они попали на баланс города или села, а не в руки предприимчивых индивидуумов. Все эти моменты предусмотрены в подготовленных документах. Будет действовать закон - армия получит мощный толчок к развитию. Наша земля стоит того, чтобы подходить к ней с полной ответственностью. Цены колеблются от 1000 до 100 000 гривен за сотку. И отношение изменится. За каждый метр сельхозплощадей будут бороться. Чтобы земля давала максимум. Результат для одного - это результат для всех нас. Нельзя диктовать ценовую политику. Пусть работает рынок. Поверьте, это все, что у нас есть. И наши люди - не дураки.