19:51 / 11.02.2011 Политика

Обзор недели: Жить станет веселее

Политики готовятся к реформам и отставкам

Уходящая неделя почти вся была пропитана предположениями - так фигуранты политпроцесса пытались компенсировать недостаток событий. Но на самом деле, не исключено, сказалась усталость от скандалов, перерастающих в сериалы. В пользу этого говорит «настройка» основных сил на пенсионную и налоговую тематику, причем в формате масштабной социально-экономической дискуссии. Убрать политическую составляющую вряд ли получится. Более того, обсуждение острых вопросов само по себе может привести к политическим последствиям, причем еще до официального старта.   

Коммунисты останутся, уйдя

О видоизменении парламентского тройственного союза заговорили в связи с более чем резкими заявлениями коммунистов. Петр Симоненко неоднократно называл КПУ настоящей оппозицией. Некоторые эксперты предположили, что украинские «красные» покинут ряды парламентского большинства (ПБ).

Для демарша есть веские резоны. Во-первых, рейтинг с прицелом на парламентские выборы. Для КПУ действительно есть риск в том, чтобы нести солидарную ответственность за непопулярные реформы. Тогда как жесткая критика власти, не исключено, послужит оправданием, если коммунистов обвинят в плохой защите интересов рабочих и крестьян. Во-вторых, уйдя в свободное плавание, компактная фракция ленинцев попытается вновь генерировать и разыграть «золотую акцию», оказывая ситуативную поддержку тому или иному законопроекту.

И все же перспектива явного раскола представляется маловероятной. В одном из комментариев Петр Симоненко объяснил тактику Компартии тем, что в составе парламентского большинства больше рычагов влиять на ситуацию. Значит, и защита трудового народа куда эффективнее. Кроме того, покинув ПБ, коммунисты откроют путь для, возможно, неформального, но действенного альянса своих партнеров с внушительной когортой из НУ-НС и частью БЮТ-Б. В случае, если социальные реформы дадут позитивный эффект, потери КПУ несоизмеримы с риском: коммунистам придется, по примеру других непримиримых, стать более радикальными, что скажется и на командном составе, и на популярности. Да и ниша непримиримых, вполне вероятно, окажется занятой, - в Крыму единомышленникам Петра Симоненко намерен противостоять Леонид Грач со своими сторонниками. КПУ же, делая заявку на языковый вопрос, имеет в виду и отвоевать АРК, где вопрос русского языка особо актуален. К тому же, вне парламентского большинства у КПУ вряд ли хватит ресурса для удержания кресла первого вице-спикера, что ударит по политическому весу партии в целом.

Спикеру готовят мягкую посадку

В руководящее кресло какого-нибудь уважаемого вуза. Или Академии наук. Помимо коммунистов, в качестве «беглецов» назывались и соратники Владимира Литвина (фракция Народной партии). Поводом для такой версии стало требование об отставке заместителя министра социальной политики Василия Надраги, изложенное в виде решения профильного парламентского комитета, возглавляемого Василием Харой. И тут ситуация интереснее, потому что, по большому счету, регионалы реально ощутили 310 голосов и могут сменить спикера, а его соратников привлечь в большинство поодиночке. Против чего, к слову, лидер может не возражать.

Другое дело, есть ли смысл менять виртуоза политманевра Владимира Литвина на человека, в котором, быть может, они и уверены на 200%, но который вряд ли с налета овладеет тонкостями парламентской «рулежки». Однако, фракции могут придраться, что во главе всей Верховной Рады – лидер относительно небольшой фракции. Бытует мнение, что для самого Владимира Литвина спикерство важно: если он сохранит этот пост, у Народной партии может быть парламентское будущее, если нет – попадание НП в следующий созыв под вопросом.

Но расклад меняется, если учесть законопроект о смешанной избирательной системе, который готовится Министерством юстиции. У Владимира Литвина появляется шанс провести своих соратников в Верховную Раду через мажоритарные округа. Такой путь даже предпочтительнее для Народной партии, имеющей некоторое влияние на местах. Помимо прочего, Владимир Литвин получит возможность критиковать не только власть, но и оппозицию, и опять сыграть в «третью силу».

Не исключено, спикер сам заинтересован в отставке и готовит плацдарм для отхода в ожидании подходящего момента. Владимир Литвин успел высказаться против реформы системы образования и раскритиковать отдельные положения Жилищного кодекса и проекта пенсионной реформы. Он предложил собственные новации. В сумме, это может быть как предварительная «раскрутка» перед парламентскими выборами с учетом текущего низкого рейтинга (по результатам одного из последних опросов, НП не преодолевает 3% барьер), так и заявка на политическую автономность. Однако серия комментариев Владимира Литвина насчет изменений избирательной системы свидетельствует о его желании, как минимум, остаться у руля вплоть до завершения именно этих преобразований.  

«Социалка» переформатирует большинство

Альтернативный демаршам сценарий – переформатирование парламентского большинства. Судя по тому, что одни проекты реформ уже в парламенте, а другие - на подступах к нему, власть заинтересована в крепком ПБ. Возможно, на этой почве и возник вариант трансформации парламентских вольноопределяющихся во фракцию. В пользу появления новой фракции – все более самостоятельные группы в НУ-НС и БЮТ-Б, а также необходимость быть уверенными в том, что предварительные договоренности не сорвутся. Дисциплина во фракции все-таки жестче, чем в отдельно взятой депутатской группе или в стане внефракционных.

Но есть и риски. Фракция более-менее стабильна, но для маневров ей не хватает гибкости. К тому же, собрав всех друзей в одну или несколько структур, ПБ придется работать так, чтобы предупреждать демарши, – любой выход даже одного депутата ударит по имиджу коалиции. Напротив, если инициативу власти поддерживают не только «большевики», но и члены оппозиционных сил, это свидетельствует о том, что в необходимости, скажем, тех же реформ убеждены и протестанты. Авторитет предложений, в таком случае, вырастет.

Судя по всему, единого представления, во что превращать коалицию и превращать ли вообще, на данный момент нет. Тройственный союз не знает, как зафиксировать конституционное большинство на длительный срок.

Кабмин избегает торгов

Версии о ротациях в парламенте, вполне вероятно, привели к тому, что впереди замаячили политические торги. Следовательно, объектом размена может оказаться правительство. Причем так совпало, что на уходящей неделе были отмечены сразу несколько кадровых инициатив, которые подтверждали эту версию.

Помимо упоминавшегося Василия Надраги, это инициатива коммунистов об избрании своего соратника Валерия Бевза председателем Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Несмотря на то, что кресло председателя вакантно после ухода Игоря Калетника в главные таможенники, на фоне предположений о переформатировании коалиции инициатива выглядит как своего рода аванс за дальнейшее участие в ПБ.

Подлил масла в огонь и Кабмин, после колебаний, решивший все же привлечь к дисциплинарной ответственности заместителей председателей тех ОГА, где цены на продукты росли слишком стремительно.

Но здесь есть нюансы, опровергающие версию торгов. Если говорить о парламенте, Игорь Калетник был коммунистом, и КПУ имеет право рассчитывать, что ее кандидат унаследует комитет по борьбе с коррупцией. Что же касается правительства, премьер-министр принял, в принципе, соломоново решение: подачу Николая Присяжнюка рассматривали как удар по Михаилу Папиеву. Для Николая Азарова важно было остаться над схваткой, что он и сделал: решения по должностным лицам будут принимать сами губернаторы. Они же и ответят за слишком высокие цены на продукты питания.  

Сам премьер, однако, стал объектом для предположений. В частности, вице-спикер Николай Томенко не исключил отставки Николая Азарова ближе к маю, в результате внутренних дискуссий во властных кругах. Это не первый анонс ротации в высшем органе исполнительной власти. Возможно, и не последний. Однако вряд ли Президент Виктор Янукович сочтет необходимым увольнять премьер-министра, которому удается дистанцироваться от политических разборок и гасить таковые внутри Кабмина. Для главы государства принципиально, чтобы он мог доверять премьер-министру, от этого во многом зависит стабильность всего властного механизма. Пока что альтернативной фигуры в его окружении не просматривается. Куда интереснее, зачем Николаю Томенко анонсировать отставку.

Не все кадры при делах

В ближайшее время из небытия может вернуться в активную политику Нестор Шуфрич, лишившийся поста министра по чрезвычайным ситуациям. Ему прочат кресло председателя Ивано-Франковской ОГА, причем как результат усиления одной из групп влияния в правительстве. В данном случае, линия напряженности может пройти по маршруту «Кабмин – Администрация Президента», поэтому исход интриги трудно предугадать. Первая попытка – осенью 2010 года – была неудачной не случайно.

Куда сложнее – киевский узел. В Украину приехал столичный мэр Леонид Черновецкий. Он отсутствовал несколько месяцев,  а, вернувшись, как ни в чем ни бывало вышел на работу. Столичный голова заявил, что много сделал для Киева, и не исключил того, что будет баллотироваться в Верховную Раду. Между тем, коллизия с мэром выходит на финишную прямую: по непроверенной информации, готов законопроект, согласно которому, если депутаты горсовета отправят мэра в отставку, его обязанности будет исполнять секретарь, в данном случае – Киеврады. 

Наконец, самый любопытный кадровый прогноз недели. Он касается Федерации профсоюзов Украины и напрямую связан с социальными реформами. Глава ФПУ, народный депутат от Партии регионов Василий Хара может уступить свой пост экс-социалисту Валентине Семенюк-Самсоненко. Ее уже выдвинули в кандидаты на съезде профсоюзов работников совместных предприятий. Реакция Василия Хары была предсказуемой - он присоединился к собственным критикам и, в свою очередь, заметил, что парламент принимает решения, противоречащие интересам трудящихся. Судя по тому, что народный депутат и ранее критиковал соратников по коалиции, он все же намерен остаться на посту главы ФПУ, а появление конкурентки вполне может быть ответом «народников» на запрос об отставке Василия Надраги.  

Страну завалят Налоговыми кодексами и пенсионными реформами

Между тем, политсилы намерены всерьез подготовиться к реформам. В частности, написать альтернативные проекты. О наличии таковых заявили «Наша Украина» и профильный парламентский комитет (председатель – Наталья Королевская, БЮТ-Б). Ранее о намерении представить свое видение пенсионных преобразований заявляли украинские профсоюзы.

Если партии и общественные организации не ограничатся заявлениями о намерениях, а действительно представят на всеобщее обозрение параллельные проекты, страну ожидает интересная и, пожалуй, первая в своем роде политическая дискуссия. Однако возникают сомнения в том, что это случится.

Во-первых, никто не озвучил основных моментов своих версий реформы, хотя это стоило бы сделать, потому что правительственный проект, после отзыва, вернулся в парламент и его скоро начнут там обсуждать. Единственный путь помешать принятию варианта Кабмина – предложить свой и собрать внушительное количество голосов, о чем стоило бы позаботиться загодя. Но, даже анонсируя параллельные проекты, авторы не раскрывают принципиальной сути. Значит, надеются собрать голоса маневрированием или предварительными переговорами, то есть, перейти в формат торгов, когда интересы масс обычно теряются. Во-вторых, писать свои варианты надо было раньше, предлагать как предмет для дискуссии. Возможно, правительственный проект получился бы, в итоге, более эффективным. Столь же грандиозны и планы насчет поправок в Налоговый кодекс

Но главное – даже не сами коррективы правительственных инициатив, а то, как на самом деле воспринимаются реформы в протестном стане: как предмет для конструктивной дискуссии или как повод для политманевров. Судя по критике, претензии к варианту Сергея Тигипко обоснованны. Так что есть смысл реально поработать.

Многое покажет наступающая неделя.  

Лилия Фоменко