19:00 / 07.02.2011 Политика

Депутаты не захотели «лезть в ящик»

Телевидение и «международка» оказались лишними

Стартовав громким политическим проектом, первая в феврале парламентская «пленарка» перешла с лозунгов на деньги - с интересом воспринимались, прежде всего, экономические законопроекты. Хотя в повестке дня имелись и исключительно политические документы. В общем количестве их было сравнительно немного. Но они свидетельствуют, от чего политики готовы добровольно отказаться.

Эфирный пирог никого не привлек

Несмотря на то, что народные депутаты присутствуют с утра до вечера «в телевизоре» благодаря прямым трансляциям, а что упущено – не оставит без внимания парламентский телеканал, - коммунисты посчитали, что эфира недостаточно. До недавнего времени член фракции КПУ Леонид Грач внес на рассмотрение законопроект, предусматривающий гарантии равенства в освещении деятельности парламентских партий государственными теле- и радиоканалами.

По мнению автора, украинские телезрители и радиослушатели не имеют полной информации о деятельности парламентских фракций. Чтобы у потенциальной электоральной единицы не сложилось впечатление, будто депутаты мало загружены, каждой фракции следует предоставить свой кусок эфирного пирога.  Надзирать за тем, справедливо ли распределяются квоты и насколько объективно СМИ информируют граждан, по проекту, поставлен парламентский комитет по Регламенту и депутатской этике. Идея взволновала парламентариев, однако, требуемой поддержки не получила. Впрочем, «за» высказывались представители фракций КПУ и НУ-НС, а больше всего - БЮТ-Б. Поэтому, не исключено, в недалеком будущем появится новый проект на ту же тему. Но его приберегут поближе к выборам, когда потребность в эфире вырастет во много раз.

В парламенте лишали мандатов

Вместо телевидения депутаты плотно занялись самими собой. И наконец-то избавились от совместителей. Девять человек лишились мандатов, двое «зависли». Вопрос должен был решиться еще перед Новым годом, он фигурировал в повестке дня последнего в 2010-м пленарного заседания, но до рассмотрения дело не дошло. Официально никаких комментариев не последовало, в кулуарах депутаты намекали, что не все совместители определились, где лучше. Этим и объясняется пауза, хотя проект постановления прошел все необходимые процедуры.  

Вторая попытка оказалась удачной, - вопрос рассмотрели и проголосовали. К февралю три совместителя поняли, что парламент им милее, и вернулись. Это экс-губернатор Львовской области Василий Горбаль (фракция Партии регионов), экс-заместитель главы Администрации Президента Геннадий Васильев (фракция ПР) и руководитель Госкомитета лесного хозяйства Николай Шершун (фракция Народной партии). Из двоих «зависших» Владислав Каськив (НУ-НС), который, по его словам, на общественных началах руководит структурой «на стороне», сохранил возможность вернуть мандат. Тем не менее, как рассказал Владимир Литвин, вопрос будет решаться в суде, что дает возможность совместителям еще раз крепко подумать, прежде чем расставаться с мандатом.

Расклад совместителей интересен сам по себе. Если возврат под купол «литвиновца» Николая Шершуна эксперты склонны считать началом исхода соратников спикера из властных структур, то бросок из Администрации Президента в парламент Геннадия Васильева в сочетании с упорным нежеланием Владислава Каськива отказаться от мандата вряд ли свидетельствуют о каких-либо перестановках в правительстве, поскольку остальные совместители предпочли отказаться от мандатов, а не от кресел в Кабмине и его структурах. Остались безоговорочно привлекательными и кресла мэров - избраны ими регионал Алексей Боярчук (Ялта) и «бютовец» Олег Бабаев (Кременчуг). В случае с Владиславом Каськивым и другими «зависшими» депутатами, речь идет, скорее всего, о других соображениях, для чего необходим мощный тыл в виде кресла в парламенте.

Дипломаты чуть не остались без работы

Особое внимание было уделено международным делам. Дав согласие на отправку украинского миротворческого контингента в Кот-Д’Ивуар, депутаты задумались о дипломатических свершениях. Совпадение или нет, но в повестке дня первой пленарной недели восьмой сессии  синхронно с вопросом о Кот-Д’Ивуар рассматривался и законопроект о поправках в закон про международные договора. В документе предлагалось дать Верховной Раде право выступать с инициативой подписания международных соглашений.

Несмотря на то, что текст законопроекта умещается на одной страничке, его значение могло быть существенным. По состоянию на данный момент, парламент имеет достаточно возможностей активно действовать на мировом политическом поприще. Помимо делегаций, это различные межпарламентские и межгосударственные группы (более 100) и прочие структуры. Однако обмен опытом – одно, а возможность выступать с инициативой, - совсем другое. Если бы у Верховной Рады имелось право даже поднимать вопрос о каком-то договоре с другой страной, политический вес высшего законодательного органа страны увеличился бы в несколько раз. Несмотря на то, что законопроект был подан еще в 2008 году, сейчас, в случае принятия, он мог бы произвести гораздо больший эффект, поскольку реализация идей, по сути, превращает ВР в некое «государство в государстве» с правом реализовывать собственный внешнеполитический курс.  Скорее всего, проект не подписал бы Президент Украины. Депутаты решили не испытывать судьбу и документ «завалили».  

Отклоненное предложение свидетельствует о том, что «под куполом» озабочены реальным влиянием Верховной Рады на политические процессы в стране. И не против это влияние расширить - в поддержку проекта высказались 99 парламентариев. Такие попытки будут предприниматься и впредь, хотя у парламентариев достаточно средств воздействия на окружающий мир. 

Например, на столичный расклад. Киевская власть считается проблемной, внутри столичного горсовета соотношение сил между фракциями довольно сложное, при этом, решающее слово зачастую остается за президиумом. То есть, мэром и секретарем Киеврады. Кандидатура последнего предлагается городским головой. В повестке дня Верховной Рады мелькнул законопроект, согласно которому, предлагается дать такое право и трети от депутатов местного совета, как это предусмотрено законом о местном самоуправлении. По мнению авторов документа, исключительное право мэра выбирать кандидатуру секретаря Киеврады усиливает зависимость последнего от своего покровителя и одновременно снижает степень воздействия на него со стороны депутатского корпуса. К чему приводит такая «сцепка», наглядно демонстрирует как раз киевский расклад. Если бы проект был принят, это существенно сменило бы расклад сил в столичном горсовете. Но документ отложили, вероятно, до того времени, когда прояснится ситуация в столичных властных структурах.

Лилия Фоменко