Обзор недели: Как политики выясняют отношения
Попробовали и развод, и самоубийство, и изгнание
Долго крепившись, украинский политикум наконец уступил чувствам. В первую неделю февраля, когда вокруг Украины бушевали политические катаклизмы, в нашем государстве пылали совсем иные страсти. Главными темами стали не вариации Налогового кодекса, не острый земельный вопрос, даже не поправки к Конституции, - а попытки прояснить вопрос о собственном месте в политпроцессе. Обычно такое происходит перед грандиозными переменами. Но, кроме админреформы, идущей своим чередом, ничего не просматривается. Или все же – что-то есть?
В оппозиции нарастают суицидальные мотивы
В четверг Юлия Тимошенко призвала всех усвоить, что она не самоубийца. И ответственность за свое здоровье возложила на Виктора Януковича. Заявление казалось эмоциональной реакцией, однако на самом деле оно отображает те сложные процессы, которые стремительно нарастали в протестантском стане, достигнув промежуточного пика 1-2 февраля.
Голосование по конституционным поправкам в Верховной Раде оказалось молниеносным и будничным одновременно. Расстановка сил не была секретом еще с понедельника: под идею продлить свои полномочия нашлось больше желающих, чем казалось еще несколько недель назад. «Настроения умов» изменили каникулы. У многих парламентариев была возможность просчитать свои шансы по «мажоритарке» и даже присмотреть округ. Перспектива же попасть в Раду по партийным спискам весьма призрачна: невозможно предугадать свое место в перечне кандидатов и, как это часто бывало, все может сорваться в последний момент. И что – торчать в загоне? Прикинув, что к чему, 7 членов фракции БЮТ-Б и более 40 избранников от НУ-НС поддержали поправки.
1 февраля окончательно раскололо оппозицию. Для конгломерата вольноопределяющихся из НУ-НС поддержка поправок не стала трагедией, тем более, умеренно правые надеются, независимо от избирательной системы, за оставшееся время нарастить рейтинг поддержки.
Другое дело – авторитарный, замкнутый на одного человека БЮТ-Б. Насколько можно судить по обрывкам непроверенной информации, гипотетическая замена Юлии Тимошенко пока что не оправдывает ожиданий. Однако и непоколебимая позиция Леди Ю становится неприемлемой для все большего числа ее соратников. Исключение семи вольнодумцев вряд ли устрашит оставшихся. Скорее, старт распада фракции и оппозиционного правительства засвидетельствует новый эпизод кризиса протестных сил.
Массовые акции, даже на фоне Туниса, Египта и примкнувшей Турции, вряд ли будут успешными в Украине, получившей «оранжевую прививку» от бунтов. Других вариантов – нет. Точнее, о них вслух, по крайней мере, - не задумываются. В условиях, когда в стране набирают обороты социальные вопросы, оппозиция обеспокоена вызволением из СИЗО Юрия Луценко или оспариванием конституционных поправок. Актуально. Но, очевидно, не для всех. Да и всплеск эмоций у Юлии Тимошенко случился не из-за роста тарифов на «коммуналку», а хронологически вблизи перспективы о готовящемся мировом соглашении между правительством и добывающей компанией (на предмет разработки шельфа Черного моря). Сланцевый газ, и тут нечего возразить, действительно стоит того, чтобы за него бороться. Вот только сложно объяснить, какая выгода простому народу, если газ все равно может пойти по схеме ЕЭСУ мимо конфорок.
Очевидно, ареопаг БЮТ-Б это понимает. Есть от чего впасть в отчаяние. Изгнания ужали фракцию. Сразу на 14 человек (первые семь «улетели» из-за Налогового кодекса). Синхронно с выбиванием неугодных влияние БЮТ-Б неуклонно ослабевает: сильные личности, о которых говорит Леди Ю, вряд ли готовы состоять в авторитарной структуре. Приходится демонстрировать силу самой, рассказывать о беге трусцой и о грандиозных планах.
Фактически, читая между строк заявления Юлии Тимошенко, нетрудно увидеть намеки Президенту на возможность если и не сотрудничества, то, по крайней мере, «худого мира». Сланцевый газ может вызвать, наверное, какие-то грезы. Уж не в ответ ли на такое, не прозвучавшее, но вероятное предложение, активизировались некоторые представители власти?
Власть занялась психоанализом
Заместитель главы Администрации Президента Анна Герман с конца января перешла в резкое наступление на министра науки и образования Дмитрия Табачника. В эфире оного из центральных телеканалов она призвала министра уйти в отставку. Дмитрий Табачник ответил ей, как говаривал Владимир Путин, «симметрично». История могла бы остаться забавной сценкой из межведомственной жизни, если бы прямой совет Анны Герман не поддержали губернаторы сразу трех западноукраинских областей: Ивано-Франковский, Львовской и Тернопольской. Они направили Президенту и премьер-министру письмо, в котором выражали озабоченность уничтожением украинского образования, в частности, вследствие высказываний и новаций министра.
Эта напряженность – одна из наиболее заметных во властной команде. Открытое противостояние в окружении главы государства само по себе значимый процесс, чтобы оценивать его лишь в параметрах личных симпатий или антипатий. Однако в данном случае конфликт «Анна Герман – Дмитрий Табачник» может отображать обострение отношений между сторонниками сотрудничества с оппозицией и противниками такового.
Отчасти в пользу этой версии говорит сама замглавы АП, когда подчеркивает, как власти важна сильная, умная и авторитетная оппозиция. В частности, возвращаясь к антисуицидальному заявлению Юлии Тимошенко, Анна Герман еще раз упомянула об этом. Значит, проект содружества власти и протестантов будоражит умы?
Не исключено. Однако мы можем предположить, что эти маневры вызвали вопросы уже у самого Президента. Вследствие чего спорная реформа системы образования, из-за которой формально разгорелся сыр-бор, парламентом положена под сукно, а Дмитрий Табачник сохранил свой пост.
В целом, ситуация в президентской команде здоровая – для растущего организма. В свое время Виктора Ющенко хвалили за постоянные поиски консенсуса, даже за безуспешные. Тот факт, что окружение Виктора Януковича пытается снять напряженность, даже некоторую истеричность в политикуме, сам по себе позитивен.
Примечательно другое. Власть анализирует себя и хочет понять, чего недостает для более успешной реализации задуманного. Эдакий психоанализ, свидетельствующий о серьезности намерений. Попутно дается сигнал о моратории на торги и проекты. Не исключено, что мысль о нормальной работе в формате «власть-оппозиция» вызреет в некую конкретную форму в ближайшем будущем. Однако, несмотря на то, что сейчас удобный момент для наведения постоянных мостов между частью НУ-НС и регионалами, вряд ли Президент согласится с идеей устроить новые торги. Для главы государства, как он неоднократно говорил, это принципиально.
Польские корни Президента
Пока в Киеве разбирались в рефлексиях, Виктор Янукович в Варшаве бился за деловые и прочие интересы Украины, показав себя Европе жестким и прагматичным политиком. Визит в Польшу был знаковым в том смысле, что почти совпал с разгаром скандала вокруг Евро-2012, в частности, лишения права нашей страны на проведение чемпионата. Фоном для поездки послужил отказ Генпрокуратуры в просьбе Юлии Тимошенко посетить Брюссель и, в связи с этим, пакет критических замечаний в адрес украинской власти.
Пребывание главы украинского государства в Варшаве не ознаменовалось ни провалом, ни прорывом в отношениях. Внешне все чинно-благородно: Виктор Янукович заявил о стратегическом партнерстве, заметил, что две страны имеют большой потенциал экономического сотрудничества, и особо выделил проект «Одесса-Броды», а именно – продление нефтепровода до Гданьска.
Однако был и примечательные моменты. Помимо обнаружившихся польских корней Виктора Януковича, это новый тон в диалоге с европейцами. Похоже, Президент намерен вести полемику с ЕС исключительно по экономическим вопросам, огибая политические и идеологические моменты. И если еще в Давосе звучали политические заявления, то в Варшаве на первый план вышли именно экономические мотивы.
Отчасти это продиктовано стремлением сохранить Евро-2012. В частности, Президент Украины признал, что трудности есть, но отметил: работы ведутся с опережением графика. Тем не менее, вряд ли смена тональности вызвана исключительно стремлением решить проблему с чемпионатом. Скорее, это апробация нового стиля в относительно комфортной для этого стране, где шероховатости не приведут к каким-либо негативным последствиям. Во многом предположение о новом стиле подтверждает и факт резко сократившихся контактов официального Киева с официальной Москвой, заметим, без коррекции сути отношений между двумя странами.
Удачный ли избран тон, покажет финал интриги с Евро-2012. Все же стоит отметить, что прагматичность и сдержанность - как раз то, чего не хватает на данный момент в глобальном политпроцессе, особенно на фоне событий в Египте и Турции.
Лилия Фоменко