09:05 / 29.01.2011 Политика

Обзор недели: реформы, тарифы и террористы

Власть подсчитывает прибыль, оппозиция - убытки

Красная цифра вместо красного словца. Украинские политики осваивают цифровую речь. Пока что в общении друг с другом. Не исключено, что так рождается новый язык отечественной политики, потому что люди требуют конкретики, а что может быть конкретнее цифр? Власть задала тон, заявив о новых реформах и подсчитав прибыли. На долю оппозиции достался учет убытков и потерь. Но найти общий язык они так и не смогли. Хотя старались.

Активные ушли в «коммуналку»

Возможному диалогу помешали тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Рост стоимости электроэнергии для рядового потребителя с 1 февраля текущего года – прекрасный повод напомнить о себе. Что оппозиция и сделала.

Отсутствие в информационном пространстве Юлии Тимошенко компенсировалось присутствием ее соратников, выдававших прогнозы один мрачнее другого. То, что электричество подорожает, еще ничего. А вот дальше, по версии протестантов, последует сокращение льгот, допэмиссия, пенсионная реформа и стремительный рост цен. При этом оппозиция ссылается на законопроекты, либо вызревающие в Кабмине, либо уже внесенные правительством в Верховную Раду.

Разминка оппозиции на столь болезненной теме стала возможной только потому, что Кабмин опять, как и в ситуации с пенсионной реформой и Налоговым кодексом, не придал значения информационной составляющей. Несмотря на то, что после антиналогового Майдана правительство заявило, что будет уделять больше внимания разъяснениям экономической политики, на деле рядовой гражданин все еще никак не может взять в толк, почему он должен платить больше. Учитывая подогрев страстей оппозицией, премьер-министру Николаю Азарову стоило обосновать рост тарифов доступными аргументами, кроме оставляющего множество вопросов тезиса о том, что существующие тарифы не покрывают затраты. Почему не снизить себестоимость? Почему не ввести «плавающую» шкалу для помещений разных площадей? Эти и подобные мысли мелькают у каждого второго украинца. При этом соображения для поднятия тарифов есть, и серьезные, иначе Кабмине не стал бы рисковать рейтингом Партии регионов, да еще за год с лишним до парламентских выборов. Просто их никто четко не изложил.

Украинцам объяснят тарифную политику

В конце концов, в бой вступила Юлия Владимировна, заявив, что тарифы можно и не повышать. Ответная реакция пресс-службы Партии регионов стала, по сути, первой попыткой пространно объяснить причины роста стоимости коммунальных благ для граждан. Вспомнили и заявления самой леди Ю, и ее согласие с жесткими условиями МВФ, отчего нынешняя власть вынуждена действовать в заведомо невыгодных условиях.

Черту под коммунальным спором подвел Президент Украины Виктор Янукович. На заседании Совета регионов глава государства потребовал от премьер-министра решить вопрос с Национальной комиссией регулирования рынка коммунальных услуг, которая должна бы работать с 1 января, а местные власти призвал к взвешенной политике в деликатном деле формирования тарифов на услуги ЖКХ. Серьезность информнедостаточности глава государства отметил особо, подчеркнув, что ситуация с тарифами недопустимая, поэтому нужен «реальный механизм формирования тарифов, общепринятый в развитых странах и понимаемый гражданами». Так что стоит ожидать правительственного ликбеза.

Однако вот что любопытно. За ожесточенностью тарифной схватки малозаметным остался тот факт, что оппозиция, критикуя рост тарифов, также не идет дальше обличения власти. Если правительство недостаточно понятно объяснило, почему стоимость благ цивилизации растет, то и протестанты не представили достаточно веских доказательств, как сделать, чтобы тарифы остались хотя бы на нынешнем уровне.  

Тем временем, тарифный сюжет выходит на новый виток: после заседания Совета регионов местные власти вдруг наперебой начали анонсировать повышение стоимости коммунальных услуг и секвестр льгот. Особо отличилась столица: Киеврада спешно, на заседании 27 января, сократила количество категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд в метро. Причем решение вступило в силу с 28 января. Правда, прозвучали намеки и на снижение тарифов. За главным городом страны подтянулась и Одесса, подняв тарифы на отопление.

Поспешность местных властей понятна, если учесть заявление председателя Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Сергея Титенко о том, что Нацкомиссия по ценам ЖКХ заработает не раньше апреля 2011 года. Ведь тогда «пробить» высокий тариф будет куда сложнее.    

У власти и оппозиции есть несколько дней, чтобы внести ясность в тарифный вопрос и вооружиться внятными аргументами. Основные схватки развернутся вокруг тематических законопроектов, и они обещают быть особо жаркими.

Эпидемия взрывов потрясла «силовиков»

Со второй половины недели тарифный надрыв поблек на фоне трагического теракта в российском аэропорту «Домодедово». Неплохо сработав в День соборности Украины, украинские «силовики» не слишком напряглись: Украина – не Россия, откуда здесь террористы?

Между тем, несколькими днями ранее были взрывы в Макеевке, а в день теракта в «Домодедово» в украинской столице взорвался дом. Правда, в результате халатности, а не теракта, но даже не специалист отметил, что в Украине взрывы гремят чаще, превращаясь в эпидемию. Уже звучали предупреждения о минировании Верховной Рады, киевского метро и вокзалов. В связи с этим возникает вопрос: насколько мы защищены от террористов?

Ответом стало усиление мер безопасности на транспорте, в частности, в аэропортах и метро. Но, опять же, как и в ситуации с тарифами, власть не объяснила гражданам, что бояться нечего.

Удивляет, что трагедией не воспользовалась оппозиция. Видимо, у украинского политикума есть некие рамки, переходить которые не станет никто. Однако взрывная волна срикошетила по ультраправым: рассказы членов «Тризуба» о якобы пытках их соратников звучат уже не так убедительно, а заявления о жестких выступлениях, в частности, в защиту «Тризуба», получают слабую поддержку. Тем более, с учетом намеков российской стороны о якобы причастности представителей этой структуры к теракту.

Взрывы, вполне вероятно, вдохновили «силовиков» на жесткие решения. В частности, лидера БЮТ-Б не отпустили в Брюссель, пресекли попытку соратника леди Ю сбежать за границу, а также взяли под стражу экс-спикера крымского парламента Анатолия Гриценко. Против самой Юлии Тимошенко, а также Юрия Луценко возбудили еще по одному уголовному делу. Вопреки ожиданиям, оппозиция не прибегла к массовым акциям.

Тем временем, Президент распорядился защитить украинцев за границей, а также усилить меры безопасности внутри страны. Сколько продлится такой режим работы, сказать сложно, однако дело до создания Антитеррористического центра при АП (таковой есть в СБУ) пока что не дошло. Зато распространились слухи о кадровых перестановках в силовых структурах. В частности, глава государства уже уволил одного из заместителей министра внутренних дел. Также не исключены ротации в руководстве СБУ. После админреформы структурные изменения в силовых органах вряд ли разумны. Однако это не исключает усиления «силовиков», особенно если учесть, что соблазн устроить в Украине настоящую эпидемию терактов слишком силен, чтобы им не воспользовались какие-то радикальные организации. Утешает лишь то, что им не до того: «горячие головы» с левого фланга заняты планами мщения за взорванного Сталина, а ультраправые вряд ли смогут отвлечься от защиты украинского языка. 

Правые точат язык на мову

Проблема сосуществования украинского и русского языков в середине января покинула историко-филологические рамки и переместилась в категорию межгосударственного противостояния. Не успел Виктор Янукович красиво завершить историю с украинской библиотекой в России, которую то закрывали, то реставрировали, как возник новый сюжет. На сей раз пикантный.

Пока счастливые библиотекари в РФ разбирали подарок украинского Президента – книги из его личной коллекции, отечественный сотрудник ГАИ нелицеприятно охарактеризовал родную речь как «телячью». Бдительный водитель записал сей спич. Разразился скандал, в результате коего ГАИшник был уволен, а правые потребовали уважения к государственному языку. БЮТ-Б же пошел далее и заявил, что и мэры должны изъясняться исключительно родной речью. Напряженность усугубилась тем, что в РФ судом ликвидирована Федеральная национально-культурная автономия украинцев в России. Причем будет ликвидирована еще и Объединение украинцев России.  Еще несколько аргументов для правых партий, чтобы противопоставлять Украину и РФ, тем более, российская сторона не представила мотивации таких решений. С некоторой натяжкой причиной наступления на украинские организации в Российской Федерации могут быть особенности деятельности последних. В частности, на связи между украинскими ультраправыми и чеченскими, а также грузинскими радикальными структурами, официальная Москва намекала неоднократно.

Официальный Киев пока что упускает возможность отреагировать на эти моменты, чем лишь подогревает азарт украинских радикалов внутри страны. Тактика Банковой понятна: уж слишком деликатный вопрос. Однако взвешенность в таких острых вопросах может дорого обойтись. Например, ростом сепаратистских настроений.

Украинские деньги нашлись в Давосе

Пока протестанты разбирались с языками, украинский Президент вернулся к цифровым делам и побывал в Давосе, где принял участие во Всемирном экономическом форуме. Пригласив акул мирового бизнеса и пожаловавшись на засилье импорта (из-за членства в ВТО, читалось между строк), Виктор Янукович сделал ряд важных политэкономических заявлений. Во-первых, о масштабности реформ, которых насчитал 21, и о выходе страны из рецессии. Во-вторых, о привлекательности Украины для инвестиций. В-третьих, о пользе нашей страны в геополитических делах как связующего звена, особенно в Дунайском регионе.  

Январская поездка Президента отчасти компенсировала брюссельский «прохладный душ», а также критику украинского руководства некоторыми европейскими политиками. Несмотря на то, что с раздраженными европейцами сложно разговаривать (это плохо удавалось даже Виктору Ющенко, западному любимцу),  Виктор Янукович нашел верную тональность. Экономика – и минимум политики. Такой  подход заинтересовал Великобританию, традиционно имеющую свое мнение относительно ЕС, а также сдержанно-нейтральную Швейцарию. Так что инвестиции ожидаются серьезные.

Хороший промежуточный итог ровно одного года президентства Виктора Януковича.

Лилия Фоменко