Александр Ефремов: «Мы готовы предложить оппозиции соревнование»
Лидер фракции Партии регионов считает, что парламентские стычки уйдут в прошлое
Чем больше согласия, тем лучше результат. Седьмая сессия Верховной Рады, уйдя в прошлое, оставила по себе неоднозначную память: несколько блокад, драки, бюджет за неделю до Нового года, а также сложнейший Налоговый кодекс. Восьмая сессия ожидается куда более непростой. Помимо текущих вопросов, будут поправки в Конституцию и социальные реформы. Многое будет зависеть от парламентского большинства и его способности наладить диалог с оппозицией. Возможно ли это, в эксклюзивном интервью «Багнету» рассказал председатель фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов.
- Александр Сергеевич, в ходе восьмой сессии была отменена политреформа 2004 года. Насколько был серьезен переход из коалиции в большинство?
- Очень многое изменилось со времен выборов президента в 2010 года. Если до этого в ветвях власти был разлад и никак не могли помириться Администрация президента, президент с премьер-министром, а в Верховной Раде царила сплошная неразбериха, - то после избрания Президентом Виктора Януковича в течение короткого промежутка времени структуры власти начали работать так, как им положено работать. То есть, сегодня согласованно работают парламентское большинство, Кабинет Министров и Администрация Президента. Естественно, это положительно повлияло на принятие всех основополагающих документов. И я могу только позитивно оценить улучшение работы парламента на текущей сессии. Об этом говорят и цифровые показатели: мы приняли на 748 законодательных актов больше, чем на прошлой сессии. Это хороший результат работы высшего законодательного органа страны. Я бы впервые, наверное, поставил парламенту за эту сессию удовлетворительную оценку. На хорошую мы еще не вытянули: у нас недостаток, считаю, политической культуры, которая со временем все равно придет, и мы уйдем от инцидентов, происходящих в Верховной Раде. Ну, а в целом, работу уже удается выстроить конструктивно, и мы получаем положительный результат уже в виде проектов и принятых законов.
- Как выстраивали работу с оппозицией? Драка 16 декабря была неприятным моментом…
- Драка 16 декабря – это исключение, а не правило. Мы стараемся конструктивно работать с оппозицией, прислушиваться к тем вопросам, которые они задают. Плюс к тому, несмотря на то, что это сегодня не предписано ни Регламентом, ни другими документами, оставили понятие оппозиции в парламенте, и она формирует в среду свой день, как считает нужным. Более того, мы принимаем активное участие в работе над этими законопроектам и в их рассмотрении. И если представители оппозиции уйдут от популистской составляющей, а, действительно, будут заниматься законотворческой работой, я думаю, и это показывают отдельные законопроекты, у нас может наметиться довольно неплохая конструктивная работа. Вообще, задача оппозиции, с моей точки зрения, - это, прежде всего, иметь позицию. Не просто все отрицать, а иметь другую точку зрения, отличную от власти. И если мы будем слышать голос, который говорит, что «вы это делаете неправильно, мы это делали вот так», то любой разумный человек будет прислушиваться и анализировать. И если что-то будет предлагаться с той стороны, то, естественно, оно будет приниматься. Поэтому, конечно, в итоге мы придем к такой схеме и к пониманию того, что все работаем на развитие нашего государства.
- Есть ли основания в разговорах о том, что возможны какие-то расколы во фракции Партии регионов?
- Вы знаете, о расколах во фракции ПР, насколько я помню, говорят с 2004 года. Слава Богу, уже 2011 год, и у нас никакого раскола нет и не намечается. На сегодняшний день во фракции царит очень конструктивная атмосфера, мы ежедневно собираемся на совет и определяемся по всем вопросам, которые возникают. Решения принимаются в результате консенсуса, как правило.
- Но с оппозицией контактируете? Это ситуативные или системные контакты?
- Это постоянные контакты. Невозможно работать в парламенте, ведя ситуативные контакты. Это системные контакты непосредственно со всеми коллегами, которые работают в парламенте, в том числе и с оппозицией.
Мы нарабатываем определенный опыт. У нас все-таки молодой парламентаризм. Мы во многом еще учимся и порой на своих ошибках проходим путь развития. Конечно, это нежелательно, но, уж так получается. Поэтому, безусловно, что, как мне кажется, сегодня работа становится более конструктивной. Если бы не было влияния внешних факторов, как-то трудоустройство отдельных людей, то, наверное, не было бы тех многих проблем, которые есть. Но это жизнь, есть сегодня вопросы, они требуют своего решения или какого-то реагирования, поэтому так и происходит. Но то, что у нас отношения являются деловыми, конструктивными и иногда даже, я бы сказал, по-товарищески понятными, - это факт.
- Ваш коллега Юрий Мирошниченко по результатам голосования законопроектов о доступе к публичной информации заявил, что в парламенте сформировалось «демократическое ядро». Возможно, что в будущем возникнет большинство из частей оппозиции?
- У нас есть коалиция, и мы дорожим партнерами по ней. И я бы не хотел, чтобы кто-то нас ставил в такую ситуацию, которая бы заставляла в чем-то сомневаться наших партнеров. По крайней мере, и я в своих поступках, и мои коллеги не дают оснований об этом говорить. А то, что когда-то при голосовании формируются сиюминутные коалиции, которые решают какую-то проблему, – это да, это есть, это было и это будет. Но это не решает проблему создания большинства в парламенте. Поэтому мы дорожим тем стабильным парламентским большинством, которое сложилось.
- Спикер Владимир Литвин относительно недавно заметил, что парламент теряет свое влияние. Вы согласны с этими его словами?
- Если вы цитируете Владимира Михайловича, то он говорил это конкретно по одному поводу, в частности, по инциденту, который произошел 16 декабря. То есть, это было сказано не системно, а применительно к одной конкретной ситуации. Спикер так не думает, я это точно знаю, и у него нет и высказываний в таком аспекте, что парламентаризм теряет силу. Нет в мире сегодня альтернативы парламентаризму, поэтому наша страна тоже будет развиваться в этом направлении.
- Какое, на Ваш взгляд, наиболее значимое достижение седьмой сессии?
- Мы впервые начали рассматривать системные документы, – кодексы. Это обширные и основополагающие документы. Это, наверное, достижение, что мы преодолели проблемы при принятии таких документов, потому что должны научиться работать с такими масштабными проектами, как проекты кодексов. Я думаю, что в дальнейшем, на следующей сессии, у нас будет более успешный опыт их принятия.
- Что не успели за седьмую сессию?
- Я думаю, мы не успели многие вопросы решить как минимум 5-6, а некоторые и 10 лет назад. Пять лет не велось никакой работы в плане реформирования нашего государства, и это сегодня очень больно сказывается на всех процессах, которые происходят. В результате бездеятельности, которая стала результатом выяснения отношений в течение предыдущих пяти, лет мы вынуждены в этом году по долгам только 2008 года платить почти 100 млрд грн. Вы можете себе представить, сколько можно было социальных вопросов решить, если бы эти деньги остались в бюджете? Поэтому утраченных возможностей у нас много, к сожалению, это проблема нашего государства.
- Будет ли Верховная Рада и в дальнейшем становиться ареной боев?
- Порой накал выяснения отношений в Верховной Раде доходит до такого уровня, что отдельным коллегам трудно себя сдерживать. Поэтому время от времени возникают перепалки между депутатами, а иногда, в исключительных случаях, происходит то, что происходит. Но я считаю, что мы должны уходить от каких-то физических претензий друг к другу, а больше заниматься и соревноваться в интеллектуальной составляющей. Я готов нашим коллегам из оппозиции предложить это соревнование.
Беседовала Лилия Фоменко