Еще более 30 лет назад было спрогнозировано ухудшение экологии Одесского залива
Сообщение пресс-службы Администрации морских портов Украины (АМПУ) о том, что в 2019 году в Одесском порту выявили 252 случая загрязнения его акватории, в том числе сбросами из городских канализационных коллекторов вызвало большой общественный резонанс.
Глубоководный выпуск: как все начиналось
За последние несколько лет это первое публичное признание надвигающейся экологической беды, которая ежегодно посылает тревожные сигналы цветением прибрежной воды. Проблема не новая. Впервые большая озабоченность состоянием экологии Одесского залива прозвучала в первые годы «горбачевской перестройки». В результате ЧерноморНИИпроект получил государственный заказ на разработку проекта Глубоководного выпуска сточных вод от станции биологической очистки «Северная». В 1986 году работа над проектом была завершена. Но ее реализация была остановлена развалом страны советов и образованием независимого государства Украина. Экономическая ситуация была настолько тяжелой, что и городским, и областным властям было не до него. Вспомнили о Глубоководном выпуске в 2003 году, когда возникла реальная угроза прорыва дамбы Хаджибейского лимана. Случись это, тонны воды могли снести на своем пути все: НПЗ, емкости для хранения нефти и сжиженного газа, здания и сооружения на Пересыпи. То есть, предсказанная учеными техногенная катастрофа стала приобретать реальные черты.
Проект, сопряженный с высокими рисками
Однако, желающих взяться за реализацию столь масштабного проекта, поначалу не нашлось. Уж слишком велики были риски браться за выполнение государственного заказа: бюджеты всех уровней имели много «дыр», «сырая» законодательная база, не обеспечивающая в полной мере защиту частного бизнеса в качестве подрядчиков, низкий уровень капитализации отечественных компаний и др. Интерес к проекту проявил основатель инвестиционно-строительной холдинговой компании «Инкор-Групп» Руслан Тарпан. Реакция в местной бизнес-среде была скептической: носится с проектом, который никому не нужен. Но, когда Руслан Тарпан подошел близко к его реализации, заинтересованность к Глубоководному выпуску проявили очень многие: высокая стоимость проекта закрыла глаза на не менее высокие риски. В результате стартовала информационная война за большие деньги. В ход пошли домыслы, выступления общественников, размышлизмы псевдоэкологов, а далее возбуждение уголовных дел под надуманными предлогами... Не смотря на это, в сентябре 2011 года проект Глубоководного выпуска длиной 4 000 метров был реализован. Работы проводились на глубине 16 метров. Диаметр трубопровода составил 2 метра с толщиной стенки 61 мм. Трубы транспортировались в Украину морем с завода-изготовителя в Норвегии в виде 400-метровых отрезков, которые при монтаже были объединены болтовыми соединениями в один трубопровод. Материал трубопровода и все соединительные элементы обладают абсолютной стойкостью к агрессивной среде Черного моря. А гарантия на используемый материал составляет 100 лет. Причем, пропускная способность — 400 000 м/сутки.
Хочу – плачу, хочу – не буду
Однако, по состоянию на ноябрь 2011 года государство профинансировало только 215 млн. грн., то есть, менее, чем половину от требуемых денег. Подрядчик оказался перед выбором: или оплачивать штрафы за невыполнение контрактов, или идти за деньгами в банки. По информации наших источников, с целью завершения возведения Глубоководного выпуска, подрядчик - ООО «Ремерцентр» - вынужден был привлечь заемные средства (ориентировочно 42 млн долларов) под публичные заверения премьер-министра Украины оплатить все затраты до копеечки. Обещания были даны в августе 2011 года во время его визита в Одессу.
Однако, время шло, а обещанных денег как не было, так и нет. Подрядчик вынужден был обратиться в Хозяйственный суд. Но, как только решение принимается в его пользу, против руководства «Ремерцентра» возбуждается уголовное дело, а все счета компании оказываются заблокированными. Причем, делается это не смотря на то, что немногим ранее прокуратуры не нашли состава преступления в действиях компании. Дело сдвинулось с «мертвой точки» в 2013 году. В конце года Кабинет министров перевел на счета Госказначейства 300 млн грн для выплаты долгов по строительству Глубоководного выпуска. Однако ввиду отказа в «откате», деньги оказались на счетах Кабмина.
В 2015 году, несмотря на решение Верховного Суда Украины, признавшего долги, прокуратура Одесской области возобновила расследование по старым делам: в стране появились новые криминальные кланы и голодные правители.
Фамилии заказчика и исполнителей одесситы должны знать
Во всей этой истории удивляет упорство, которое проявляют государственные служащие, препятствуя выплате имеющейся задолженности. Но, чем больше вникаешь в историю Глубоководного выпуска, тем больше соглашаешься с мнением адвоката инвестиционно-строительной холдинговой компании «Инкор-Групп» и Руслана Тарпана – Александра Зубрицкого, которое он высказал 14 июня 2019 года после заседания коллегии судей Одесского апелляционного суда. В частности, юрист отметил, что данное уголовное производство является заказным, единственная цель которого является создание условий для завладения имуществом бизнесмена, так и предприятия, которое было генподрядчиком. «Сторона обвинения действует исключительно в интересах 3-х лиц, я еще раз повторюсь, цель этого уголовного производства одна - это завладение имуществом указанных лиц», - подчеркнул Александр Зубрицкий. При этом адвокат отказался назвать фамилии заказчиков и исполнителей с оговоркой на то, что рассмотрение дела продолжается.
Однако, эти фамилии должны быть обнародованы. Дело даже не в Руслане Тарпане. Одесситы должны знать поименно всех, по чьей вине вот уже 7 лет Глубоководный выпуск не выполняет свои задачи и не работает на оздоровление экологии Одесского залива. Люди должны знать имена всех, по чьей вине в результате непригодности для купания воды Одесского залив снижается туристический потенциал Одессы, оказывается испорченным отпуск 5 миллионов одесситов и гостей нашего города, по чьей вине ежегодно после отдыха на пляже и купания в морской воде дети оказываются на больничной койке с инфекционными заболеваниями и целой группой гепатитов.