12:05 / 04.04.2016 Харьков

Строительство станции метро "Победа" в Харькове вышло на финишную прямую

Строительство 30-й станции харьковской подземки вышло на финишную прямую. Метростроители обещают, что уже 23 августа на долгожданную "Победу", которую обещали открыть еще в 2012-м, придут поезда. Корреспондент "Сегодня" побывал под землей, где 150 рабочих трудятся в две смены, и даже помог труженикам шлифовать плитку и заталкивать под рельсы щебень.

На платформе будущей станции кажется, что работа перестает кипеть лишь во время обеденной сиесты. Повсюду разложены стройматериалы, шумят болгарки, дрели и перфораторы, пыль в буквальном смысле стоит столбом, ведь под землей проветрить — никак. В такой момент удивительно наблюдать за наборщиком плит, который без лишней суеты аккуратно кладет на раствор фрагменты черного гранита габбро и белого турецкого мрамора, которые создадут дизайнерский ансамбль путевой стены. А вот от орденов, которыми планировали изначально украсить стены, отказались в связи с законом о декоммунизаии.

Рядом трудится еще один мастер, облицовывая колонны станции украинским красным гранитом. "Перед укладкой каждую плиточку нужно хорошенько отшлифовать", — комментирует свои действия рабочий. И вот корреспонденту "Сегодня", чтобы не простаивал без дела, тут же вручают шлифмашинку и подводят к козлу, на котором аккуратно уложены плиты. "Зажимаешь кнопку и водишь по плите, будто гладишь котенка. Главное — не суетись", — напутствовал опытный строитель. Ничего сверхсложного в шлифовке и вправду нет, гораздо труднее физически оказалось замешивать раствор в вестибюле №3, где рабочие заливали пол. Пришлось таскать ведра с песком, щебнем, цементом и водой, чтобы заполнить бетономешалку. Затем готовый раствор выливали на пол, а мастер выравнивал. Дальше нас ждала экскурсия в "закулисье" станции "Победа" — мини-депо.

На конечной станции любой ветки машинист заводит поезд в тупик, чтобы перейти в противоположный вагон и поехать обратно. Здесь же возводят еще и мини-депо. "С открытием новой станции нам придется пускать и новые поезда. Тут составы могут пройти полное техническое обслуживание, как и в обычном депо. Правда, рассчитано оно лишь на два поезда", — поясняет исполнительный директор "Тоннельстроя" Александр Луценко.

С "Победы" убрали ордена, но уложат турецкий мрамор

Во время нашего визита метростроители как раз обустраивали пути, поэтому мы не могли пройти мимо рабочего, долбящего шумным электромолотком по щебню. Казалось, что новичок с первого раза эту штуку в руках может и не удержать, но на деле все не так сложно, тем более рядом с бывалыми путейщиками. "Смелее дави, смелее, нужно щебенку под шпалы загнать и утрамбовать как следует!" — подсказывают специалисты, перекрикивая шум. А в голове крутится назойливая мысль: "Хоть бы штуку эту не сломать да по ноге себе не треснуть".

В награду за помощь и старания метростроители, уже как своих, провели нас в святая святых "Победы" — совмещенную тяговую подстанцию (СТП), которая представляет собой просторное помещение с множеством ячеек, в которых видны сотни кнопок и проводов. "Это — сердце станции, здесь электроэнергия перерабатывается и подается на станцию и контактную рельсу", — говорит электромонтажник Сергей Романенко.

После пуска "Победы" работать здесь будут всего три человека, а обычным пассажирам сюда вход воспрещен. Но прежде чем станция окончательно оживет, здесь еще нужно закончить облицовку, электромонтажные и сантехнические работы, довести до ума ходовой и контактный рельсы, проложить высоковольтный кабель и установить контактную сеть. На все про все у строителей времени — полтора-два месяца, ведь уже в конце мая на станции должны начать обкатку поездов.

"Эта станция будет для нашего метрополитена уникальной и наверняка удивит харьковчан, — не без гордости говорит директор КП "Харьковская дирекция строительства метрополитена" Наталья Линник, которая в курсе любого события, происходящего на стройплощадке. — Сейчас мы идем по пешеходному переходу, с которого пассажиры через спецокна смогут увидеть, что происходит на самой платформе".

В этот момент наш экскурсовод останавливается и указывает на пустую пока шахту, ведущую вниз от уровня пешеходного перехода к уровню платформы. Тут установят первый в нашем метро подъемник для людей с ограниченными возможностями.

Еще одну новинку харьковской подземки должны будут по достоинству оценить жители высоток по соседству с линией. Речь идет о так называемых польских кубиках — специальных прокладках, расположенных между рельсами и бетоном. Благодаря им на поверхности почти не будет слышно звуков проезжающих составов.

НАХОДКИ: МАМОНТ И РЫБА ИЗ ПРОШЛОГО

Первые метры тоннелей харьковской подземки строители начали рыть почти 48 лет назад. Прошлое бывалые работники вспоминают с ностальгией, несмотря на то, что условия работы тогда были хуже нынешних.

"Из оборудования у нас, грубо говоря, была пила "Дружба-2" и отбойный молоток, ну и цемент М-400 из материалов — вот и все. Автоматизации не было такой, как сейчас, все приходилось делать своими руками и носить все на своих плечах", — вспоминает метростроитель Григорий Горбань, который с 1971 года работал на стройплощадках восьми станций, в том числе и самой первой — "Южный вокзал". По его словам, именно привокзальная станция была для него самой сложной, ведь ее строили закрытым способом — под землю спускались по проходке и порой не просто работали под землей, но и, можно сказать, жили там.

Но неудобства для строителей обернулись настоящей удачей для историков и археологов. Работая на большой глубине, во время закладки первого ствола под улицей Славянской, возле вокзала, рабочие нашли останки мамонта. Основную часть скелета передали в Исторический музей и музей природы, а один зуб древнего обитателя нашей планеты метрополитен оставил себе на память. Сейчас его можно увидеть в музее харьковского метро.

Находили строители в недрах подземелья и рыбу, которой, по оценкам археологов, 33 миллиона лет, не говоря уже о различных предметах быта и украшениях наших предков. В метро считают, что находок могло быть больше, если бы харьковская подземка строилась глубже, но по сравнению с тем же киевским метрополитеном, в Харькове станции строят намного ближе к поверхности.

Зуб мамонта хранят под стеклом в музее подземки. Фото: М. Иванов

А вот настоящей напастью для метростроевцев была вода — на многих стройплощадках рабочим приходилось постоянно откачивать грунтовые воды. "Условия работы у нас всегда разнообразны и непредсказуемы, бывало так, что проходили тоннели под речками. Ну а самые яркие воспоминания у меня связаны, конечно, со станцией "Академика Барабашова". Там кругом было болота и камыш, нам приходилось в буквальном смысле плавать на плотах и забивать сваи, чтобы перемещаться по стройплощадке", — вспоминает главный технолог станции "Победа" Иван Копачевец.

Ветеран метростроя мечтает, чтобы после "Победы" в Харькове не прекращали строительство метро и сразу же перешли на другую стройплощадку, ведь в случае простоя рабочие уедут строить подземку в соседние страны и собрать команду профессионалов будет сложно.

ЛЕГЕНДЫ: МАВЗОЛЕЙ, БУНКЕРЫ И ЗАКРЫТЫЙ ПРОЕКТ

Как и любое другое подземелье, харьковское метро за 40 лет существования обросло множеством баек. Так, поговаривают о существовании секретных помещений, одно из которых якобы расположено на нескольких подземных этажах между станциями "Университет" и "Госпром", другое — прямо под управлением метрополитена. По легенде, в бункерах могли укрыться от любой напасти городские и областные чиновники. Правда, в метрополитене эту информацию не подтверждают.

Другой миф и вовсе гласит, что под улицами Харькова находится мавзолей, в котором покоятся останки вождя мирового пролетариата, дескать, на Красной площади в Москве лежит его двойник. Но это больше похоже на первоапрельскую шутку, чем на правду.

Еще одна легенда повествует о существовании целой тайной ветки метро, которая ведет от Салтовки до Шатиловки, проходя под станцией "Киевская" и Пятихатками. Эту секретную ветку строили якобы в целях государственной безопасности, на случай, если нужно будет эвакуировать физиков-ядерщиков из Пятихаток.

Есть мифы, от которых у впечатлительных могут и волосы стать дыбом. Поговаривают, что в нашей подземке обитают метровые крысы-мутанты и призраки. Одно привидение якобы можно увидеть на станции "Площадь Конституции". Если сфотографировать платформу в момент прибытия поезда, на снимке якобы будет видна аура человека, но снимков, подтверждающих это предположение, к сожалению, нет.

Связывают с харьковским метро и куда более правдоподобные факты. Например, бытует мнение, что история нашей подземки началась не в 1968-м, как принято считать, а в 1930-е. "В "столичные" времена для Харькова разрабатывали проект, согласно которому подземка должны была появиться в нашем городе на 40 лет раньше. Были чертежи, расчеты и макеты будущего метро, но потом столицей стал Киев, проект закрыли, членов группы, которая им заведовала, репрессировали", — рассказывает историк Макс Розенфельд, который утверждает, что проект частично воплотили в существующих станциях.

Розенфельд также поведал, что первые в Союзе проектировщики метро также неразрывно связаны с Харьковом. "Когда в 1930-е в Москве решили строить подземку, столкнулись с тем, что профильных специалистов не было. Поэтому главным архитектором первой и второй линии Московского метро стал Самуил Кравец — проектировщик харьковского Госпрома", — говорит историк.