12:34 / 27.10.2008 Расследования

Александр Лавринович: «министр-недоучка» и квартирный мошенник!?

«Багнет» продолжает расследование бизнес-схем и «семейных тайн» высших чиновников и политических деятелей Украины. На этот раз в поле нашего зрения оказался «правовед», бывший «руховец» Александр Лавринович

 За одного битого…

Говорят, что один наш государственный деятель в бытность премьером, «снисходил» до рукоприкладства по отношению к трем «непутевым» министрам своего Кабинета. Среди «битых» министров называли и Александра Лавриновича. Лавринович в свое время выступил с настолько гневным и бурным опровержением сих слухов, что в факте мордобоя перестали сомневаться даже самые отъявленные скептики. Впрочем, Александр Владимирович Лавринович далеко не всегда был так щедр на комментарии, касающиеся пикантных подробностей собственной биографии. Есть вещи о которых дважды экс-министр юстиции предпочитает помалкивать. Журналисты «Багнета», проведя собственное исследование рискнут поведать о некоторых из них.

Правовед-любитель

Словосочетания «Лавринович и юстиция», «Лавринович и юриспруденция» настолько въелись в сознание обывателя, что Александр Владимирович представляется широким массам едва ли не доктором права. Меж тем, это не совсем так. Высшее образование Лавринович получил по специальности «оптические приборы и спектроскопия», а в аспирантуре исследовал возможности лазерной техники.

Если бы не живой интерес к политической деятельности, который 33-летний преподаватель КПИ реализовал в созданном Народном Рухе Украины «за перебудову», быть бы таланту правоведа загубленным на корню. Свидетели тех почти легендарных времен рассказывают, что на высокую должность зампредседателя НРУ Лавринович попал по своеобразной «внутренней разнарядке»: мол, Рух – это не только диссиденты и писатели, но еще и передовой отряд технической интеллигенции. Олицетворяя национально сознательных ИТРовцев, Лавринович быстро сделал партийную карьеру.

Выполняя партийное поручение, Лавринович становится в 1990 году членом Центральной избирательной комиссии. На этой работе, требующей, без сомнения, выдающихся юридических знаний, физик-оптик задержался достаточно надолго. В 91-м Лавринович – уже заместитель председателя ЦИК, а в 93-94 гг., не имея профильного образования, исполнял обязанности Председателя Комиссии…

Неудивительно, что в 94-м главный специалист по выборам в Украине и сам становится народным депутатом.

Забегая вперед, скажем, что диплом юриста Александр Владимирович все-таки получил – аж в 1998-ом году, на тот момент уже плодотворно работая заместителем председателя Комиссии Верховной Рады по… правовым вопросам. Надеемся, нет нужды лишний раз объяснять нашим читателям, каким образом народные депутаты обзаводятся дипломами правоведов и экономистов!? Можем смело предположить, что лекций будущий министр юстиции не посещал, на семинарах руку не тянул, по вечерам штаны в библиотеках не просиживал и не страдал бессонницей перед защитой дипломной работы.

Три квартиры и одно уголовное дело Александра Лавриновича

Трудно сказать, связана ли удачная попытка Александра Владимировича улучшить собственные жилищные условия с недостатком юридических знаний. По крайней мере, в прокуратуре г. Киева аргументировано доказывали, что Жилищный Кодекс Лавринович нарушил грубо и неоднократно. И, кажется, нам, что далеко не по незнанию – скорее, у тогда еще народного депутата для этого были куда более меркантильные основания.

Итак, в 1994 году, народный депутат Лавринович проживал с женой и двумя сыновьями (одному на тот момент было 16, другому – 12 лет) в киевской трехкомнатной кооперативной квартире на улице Натальи Ужвий, в доме № 10. Семью Лавриновичей даже с большой натяжкой нельзя было отнести к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, в очереди на квартиру свежеиспеченный нардеп тоже не стоял.

Согласимся, что ул. Ужвий – это, конечно, не Липская и не Крещатик. Не иначе именно обидный факт проживания «на краю географии» (между Сырцом и Куреневкой) и уязвил ранимую душу слуги народа.

В 1995 году Лавринович обращается в парламентскую комиссию по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения депутатской деятельности со скромной просьбой улучшить его жилищные условия в связи с… неудобной транспортной развязкой в районе его проживания. Комиссия рассмотрела просьбу коллеги 21ноября 1995 году и, видимо, оказалась благосклонна – ведь уже 6 мая 1996 г. Управляющий делами ВРУ подписал с Печерской РГА акт №6 о передаче парламенту двух квартир в центре столицы.

Прошло еще полгода, и Александр Лавринович стал счастливым обладателем сразу двух ордеров: одного для самого Александра Владимировича с семьей, второго – для одного из своих сыновей. Естественно, о никаких неудобствах с транспортом речь больше не шла. Щедрое государство предоставило Лавриновичу одну квартиру на улице Пилипа Орлика, 10 вторую – на Институтской, 13-а.

Любопытная деталь: от «неудобной в транспортном отношении» квартиры на ул. Натальи Ужвий семья Лавриновичей тоже решила не отказываться, хотя в соответствии с пунктом 64 действовавших на тот момент Правил учета граждан, лица, которым предоставлено новое жилье, обязаны освободить занимаемое ранее жилье.

Удивительно, но тогда, в далеком уже 98-м году подобные шалости народных депутатов не оставались без внимания правоохранительных органов. И вот Киевская городская прокуратура, заинтересовавшись невиданным по размаху «улучшением жилищных условий» семьи Лавриновичей и установила нарушения закона, - СМИ активно обсуждали перипетии этого скандала.

Во-первых, согласно статье 42 Жилищного Кодекса Украины, жилые помещения предоставляются лишь тем гражданам, которые состоят на учете для улучшения жилищных условий, за исключением особых случаев. А семья нардепа Лавриновича на учете не состояла и к особым случаям, увы, также отношения не имела.

Во-вторых, в соответствии со статьями 51, 52, 53 того же ЖКУ, жилые помещения должны были выдаваться на основании решения органа, в ведении которого находится этот жилой фонд. А такого решения (о предоставлении квартир нардепу) не принимал ни один орган. Якобы ордера были выданы лишь на основе резолюции Управляющего делами Верховной Рады.

В-третьих, даже если в нарушение законов Лавринович и смог улучшить свои жилищные условия, то сам термин «улучшение жилищных условий» подразумевает только предоставление жилья большей площади, но уж никак не отдельной квартиры, в которой поселился сын нардепа.

Кстати, о сыне. Первенец – Максим Александрович Лавринович, 1978 г.р. (подробно о нем – в следующих публикациях) уже в то время не без помощи отца проявил недюжинный юридический талант – по-быстрому приватизировав квартиру №20 по улице Институтской, 13-а. Так сказать, узаконил незаконно полученное, уповая на нерушимость института частной собственности. Впрочем, прокурорские работники отметили и этот факт в своем исковом заявлении в Печерский районный суд.

Мы приводим выдержки из этого заявления, ранее также попадавшие в печать:

«Киевская горпрокуратура … пришла к выводу, что указанные два ордера должны быть признаны недействительными в связи с нарушениями порядка и условий предоставления жилых помещений».

«Поскольку квартира № 20 по ул. Институтской, 13-а получена незаконно, то и приватизация этой квартиры проведена безосновательно, в связи с чем, свидетельство на право собственности должно быть признано недействительным».

«В соответствии со ст. 117 ЖКУ, в случае признания ордера на жилое помещение недействительным, лица подлежат выселению из этого помещения».

«Ордер № 65, выданный 14.10.96 Управлением делами Верховной Рады Украины Лавриновичу Александру Владимировичу на семью из 3-х человек на квартиру № 23 по ул. Пилыпа Орлика, 10, признать не действительным. Ордер № 66, выданный 14.10.96 Управлением делами Верховной Рады Украины Лавриновичу Максиму Александровичу на одного на квартиру № 20 по ул. Институтской, 13-а, признать недействительным. Свидетельство на право собственности на жилье, выданное 28.08.97 ... Лавриновичу Максиму Александровичу на квартиру № 20 по ул. Институтской, 13-а, признать недействительным. Выселить Лавриновича Александра Владимировича, Лавринович Светлану Григорьевну ... Лавриновича Максима Александровича из указанных выше квартир ... в ранее занимаемую квартиру № 160 по ул. Н. Ужвий, 10 (выделено нами – ред.)».

… С тех пор прошло свыше десяти лет. Александр Владимирович по-прежнему проживает на улице Пилипа Орлика, о чем, кстати, не стесняясь, указывал в декларациях о доходах, которые подавал, будучи министром юстиции.

Более того, за это время недвижимое имущество Лавриновичей приросло земельным участком и трехэтажным домом в элитном селе Плюты под Киевом. От отца не отстает и сын, занимающий пост управляющего партнера юридической фирмы «Лавринович и партнеры». Но о нем и о семейном бизнесе – в следующий раз.