10:25 / 15.08.2011 Расследования

Украинцы знают о наличие Киевского и Московского патриархатов, но особых отличий между ними не видят

Верующие утверждают, что церковные «разборки» ничего общего с истинной верой не имеют

27 июля Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет обратился к предстоятелю УПЦ МП Митрополиту Владимиру (Сабодану) с призывом продолжить диалог об образовании единой православной украинской церкви. При этом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла он проигнорировал, что стало поводом для длительных дискуссий в СМИ.

Формально УПЦ МП – единственная официально признанная православная церковь, действующая на территории Украины. Остальных Вселенский патриархат не признает: Киевский патриархат считается раскольническим. Отношение со стороны официальных автокефалий соответствующее: церковь такого не одобряет, результатом чего стала анафема, наложенная на патриарха УПЦ КП Филарета в 1997 году. Сторонники же Киевского патриархата возражают, что у них - 30% из общего числа верующих в Украине, а в Московском патриархате - 20%.

Разница между Московским и Киевским патриархатом для непосвященных, по сути, невелика. «И Киевский, и Московский патриархат являются частями единой православной Церкви. У нас одинаковые вероучение, богослужебная практика и традиции. Единственное, что нас разделяет - отношение к независимости Украины. Киевский Патриархат поддерживает самостоятельность нашего государства, в то время как Московский Патриархат в Украине склонен поддерживать возращение нашей страны в орбиту России», - утверждает игумен Евстратий, пресс-секретарь УПЦ КП.

Неверным является даже распространенное мнение о том, что в храмах Киевского патриархата служба идет на украинском языке, а в храмах Московского – на церковнославянском. «В церквях Украинской православной церкви (Московского патриархата, - ред.) также бывают службы на украинском. Все различие в том, что так называемый Киевский патриархат – раскольники. Их не признает ни одна православная церковь», - говорит пресс-секретарь УПЦ МП отец Георгий.

«Багнет», в свою очередь, решил выяснить, идентифицируют ли сами прихожане патриархатов отличия между ними.

«Киевский – значит, в Киеве…»

Владимирский собор – один из центральных храмов УПЦ КП. Иконы кисти Васнецова и Врубеля привлекают туда не только прихожан, но и туристов. Тем удивительнее оказалось, что корреспондента «Багнета» оттуда вежливо «попросили»: «Вы, девушка, или платок купите, или выйдите. В церкви женщинам без головных уборов нельзя», - тихонько сказала женщина, представившаяся работником храма.

Оказалось, что прихожане Киевского патриархата стремятся акцентировать внимание на своем патриотизме. «Это наша, украинская церковь. Ну зачем я буду ходить в московскую?», - спрашивает студентка Наташа. Большинство опрошенных в курсе, что Киевский патриархат от Москвы не зависит. Что службы ведутся на украинском – тоже. Именно это их и привлекает.

Но есть и те, для кого вообще не играет роли церковное подчинение. «Ой, девушка, я сюда просто зашла, меня сестра просила узнать, как племянника покрестить. А эта удобно так находится, в центре», - говорит 31-летняя Инна. Или 42-летний Андрей Бочаров: «Девушка, ну что вы все как с ума посходили? Московский, Киевский там патриархат. Я просто верующий человек, мне все эти разборки – до лампочки», - с досадой говорит он.

«…А Московский – значит, в Москве»

Самый известный храм Московского патриархата – это, конечно, Киево-Печерская лавра. Но проводить опрос там – бессмысленно: после третьего «туриста», смущенно ответившего, что он в этих материях не разбирается, а сюда пришел «просто посмотреть», мы отправились в менее «раскрученную» святыню – открытый несколько лет назад храм Георгия Победоносца.

По случаю воскресенья посетителей было довольно много. Однако выяснилось, что вопрос выбора между двумя патриархатами для них остро не стоит. Пенсионерка Наталья Михайловна искренне удивилась: «А что, это не Киевский патриархат? А я думала, что в Киеве – значит Киевский, а Московский – это который в Москве». Другая пенсионерка в курсе существования «раскольников», но ходит туда, где служат на церковнославянском: «Я уже сорок лет на одном языке молюсь – ну и зачем бы мне было его менять?», - говорит Елена Анатольевна. По ее словам, она привыкла к тому, что службы идут на церковнославянском, да и вообще является приверженкой традиций.

В большинстве своем остальные прихожане также чтят традицию. «Филарет вообще анафеме предан», - уверенно говорит 56-летняя Виктория Гонтарь. Прихожане сходятся во мнении: самостоятельная церковь – это, может, и хорошо, но в вопросах религии лучше придерживаться привычных ценностей. Впрочем, есть и те, кто, снова-таки, равнодушно относится к церковно-политическим дрязгам. «Я просто хожу в ту церковь, которая удобнее. Живу с родителями на Харьковском – иду там, на Харьковском. Живу сейчас с мужем неподалеку – хожу в эту», - говорит 35-летняя Ксения.

Возможно, и такой подход имеет право на существование. В конце концов, многие украинцы считают «разборки» между Московским и Киевским патриархатом чисто политическими. «Спасение души вообще не связано с какой-либо церковью. У Московского и Киевского, у них разница чисто в подчинении. Это все финансовые и политические проекты, у Киевского патриархата, наверное, только аппетиты пока поменьше», - говорит 24-летняя Алина.

Как видим, украинцы спокойно реагируют на «присутствие» двух патриархатов и даже воспринимают их наличие как некое право на выбор.

К слову, изгнание дельцов из храма произошло более двух тысяч лет назад и успело основательно забыться. Сейчас церкви неплохо зарабатывают на своих прихожанах: так, венчание в киевском храме стоит от 150 (в небольших церквях) до 500 гривен (в том же Владимирском соборе). Отпевание усопшего обойдется родственникам в 500 – 700 гривен, крещение – как и венчание, в 150 – 500. Кроме того, нередко заказывают молебны – как традиционные «за здравие» и «за упокой», так и неординарные. В частности, некоторое время назад в Благовещенском соборе Харькова (Московский патриархат) корреспонденту «Багнета» довелось встретить девушку, которая интересовалась, может ли она заказать молебен за успешную сдачу сессии.

Впрочем, кесарю – кесарево… А тем временем напомним, что 26 июля в Украину с официальным визитом в пятый раз за несколько лет прибыл Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. По официальным данным УПЦ МП, его визит носил пасторский характер. Однако по неофициальной информации, Кирилл прибыл в Украину, чтобы предотвратить церковный раскол.

Анна Долгарева