Джиперы vs. экологи: эскалация конфликта и способы противостояния
В Украине необходим диалог экоактивистов и автолюбителей-экстремалов
Как ранее сообщал «Багнет», первая инициатива ограничения внедорожных гонок принадлежала Ивано-Франковской областной государственной администрации. 18 марта 2008 года было выдано распоряжение ее главы Николая Палийчука № 138 «О запрещении «джипинга» и использования других транспортных средств на территориях природно-заповедного фонда Ивано-Франковской области». Так в Украине под прессом общественности впервые на уровне области были запрещены соревнования по джипингу.
В преамбуле документа упоминается, что своему появлению распоряжение обязано обращением общественных природоохранных организаций, которые развернули мощную кампанию против джипинга на природных территориях.
Олег Супруненко, глава Социально-экологической общественной организации «Чистый Берег», рассказывает: «После 2008 года, когда закарпатская пресса, а вслед за ней и национальные СМИ, подняли тему джипинга в заповедных местах, желающие покататься на внедорожниках по нетронутой природе немного умерили свой пыл. По крайней мере, о громких шоу типа акции с джипом на вершине Говерлы с 2008 года я не слышал. Однако говорить, что само явление исчезло, никак нельзя. В 2009-м я был на полонине Ровной (Ривна, или же Руна) на Перечинщине и был поражен тем, как она была исполосована колесами автотранспорта. Позже узнал, что эта местность является излюбленным местом у любителей кататься по горам на джипах и квадрациклах. К сожалению, полонына Ровная не является заповедной территорией, и нарушения закона тут как будто нет. А вот нарушение этики по отношению к и без того деградирующей природе - есть. В нашем обществе уровень уважения к природе очень низок, и желание подавить ранимые земли транспортом ради собственного удовольствия - одно из проявлений столь низкого уровня экологической этики».
Когда корреспондент «Багнета» связался с администрацией одного из ведущих форумов, посвященных внедорожникам, администратор по имени Николай сообщил, что комментарии излишни, так как джиперам приходится все время оправдываться. Также он указал, что в среде джиперов существуют довольно разные категории, и рассказал об иронической классификации владельцев внедорожников. Ими могут быть и новички, и «сосисочники» (любители отдохнуть на природе с джипом), и «настоящие» джиперы. В случае со скандалами вокруг вторжения джиперов на территории заповедного фонда речь идет далеко не о всех владельцах джипов, а о тех, кто всегда едет «напролом».
Мнение джиперов согласился озвучить один из ведущих участников внедорожных соревнований, чему будет посвящен отдельный материал.
Следует сказать, что джипинг – только одно в ряде развлечений, ставших массовыми на протяжении 2000-х. Резкой критике экологисты подвергли также байкерские слеты и вечеринки скутеристов, запланированные на территории заповедных территорий, плавание на катерах по заповедникам, фейерверки и рок-фестивали в «неурочное» время высиживания птенцов (май-июнь). Как видим, почти всё перечисленное – удовольствия для людей состоятельных и, увы, мало затронутых экопросвещением.
Рецепт борьбы с такими явлениями для законопослушных экологистов стали привычными запрос в инстанции с просьбой прекратить нарушения, ожидание реакции госучреждений, победные или не очень реляции экоактивистов. Очевидно, что сообщества любителей джипов или скутеров опасаются публичной критики своей деятельности. Но до диалога и попыток примирения обеих сторон дело пока, к сожалению, не доходит. Части джиперов и подобных субкультур недостает экологической сознательности и образования, а экологистам - широких знакомств в среде джиперов. Да и не всегда сорокалетний успешный бизнесмен или его наследник за рулем поймут двадцатилетнего студента, тратящего последние деньги на отправку рекомендованного письма в экоинспекцию.
Есть и «крайние» экологисты, придумавшие радикальные методы борьбы с джипингом. Прежде всего, это шипование дорог и перекапывание их, подробно и со смаком описанное в многочисленных методичках. Первопроходцами в описании таких методик стали американские авторы Дэйв Формэн, Эдвард Эбби и Билл Хейвуд. Эстафету подхватили анонимные отечественные экоактивисты, переводящие ключевые моменты пособий американских радикалов на украинский. Теперь любой желающий может в подробностях узнать, под каким углом следует располагать доски с гвоздями, прокалывающие «антиэкологичные» джиперские и браконьерские колеса. Экосаботаж постепенно становится почти мейнстримом – «Газета по-киевски», к примеру, охотно публикует рецепты шипования деревьев для предотвращения рубок. Кстати, занятие это также дает своеобразный, отличающийся от джипинга адреналин, так как требует отваги и интеллектуального напряжения. Ясное дело, что джиперы и прочие любители внедорожных развлечений «спасибо» за экотаж общественности не скажут. Впрочем, и природа вряд ли поблагодарит за такую охрану.
«Никто из участников «антиджипинговой» кампании не выступает против джипинга или другого экстремального спорта как такового, – делится своим взглядом на проблему Михаил Богомаз, член Дружина охраны природы «Зеленое будущее». – В Украине есть множество территорий, где можно ездить на внедорожниках. К сожалению, для своих соревнований джиперы выбирают самые ценные и наиболее сохранившиеся природные уголки. По мнению же экологов, именно дикая природа должна привлекать туристов в Карпаты, а не возможность ее уничтожить колесами. Все можно делать в меру и так, чтобы не приносить вред природе».
ДОП «Зеленое будущее» и дружественные ей эко-организации настаивают на запрещении использования джипов, квадрациклов, мотоциклов и любых других транспортных средств для езды ради развлечения на территории природно-заповедного фонда. А в перспективе – на всех природных территориях.
Выводы: водитель джипа далеко не всегда может называться джипером. А джипинг как способ развлечения может существовать в разумных пределах. Эволюция сознания джиперов проходит постепенно и пока, увы, путем запретов и жалоб, а не диалога и экообразования.
Олег Андрос