Проблемы украинской медицины заключаются в отсутствии профессионального менеджмента -- эксперты
Во всемирный День врача известные медики поделились с «Багнетом» своим видением путей реформирования здравоохранения
Врач - звучит благородно. Во всех цивилизованных странах мира медицинский работник - это престижная профессия, ее носителем является представитель интеллигенции, элиты общества, материальное благосостояние которого выгодно отличает его от многих других профессий.
Врач в Украине - это, прежде всего, бюджетный работник, целиком и полностью зависящий от государства. К сожалению, на сегодняшний день государство не может обеспечить достойное существование врачей. Отсюда и социальная неудовлетворенность врачей от своей работы, что в ряде случаев, не может не сказаться и на отношении к пациентам. Сложно ожидать от человека улыбки и милосердия, если он работает в диких условиях, а получает при этом чуть больше минимальной заработной платы, которая с 1 октября 2010 г. составляет - 907 гривен. А с 1 апреля 2010 г. врач высшей категории получает 1287 гривен, врач без категории - 1032 гривны. В то время, как медики в Бельгии, Швеции, Португалии зарабатывают в среднем порядка – $5000. Отсюда вытекает большая проблема для Украины: «утечка мозгов», когда высококлассные специалисты вынуждены покидать родину и в иных странах устраиваться работать за более выгодные деньги.
Почему же сложилась такая ситуация в системе здравоохранения Украины и есть ли реальные пути ее модернизации с положительным результатом для врачей и пациентов - об этом беседа корреспондента «Багнета» с ведущими медицинскими работниками Украины - заведующим кафедры хирургических заболеваний, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники, лауреатом Государственной премии Украины Скибой Владимиром Викторовичем и врачом хирургом высшей категории, магистром бизнес-администрирования, консультантом и экспертом ООН, главным редактором журнала «Весть о здоровье» Нога Давидом Анатольевичем.
-Владимир Викторович, в каком состоянии сейчас находится отрасль здравоохранения в Украине?
-Сегодня система здравоохранения переживает не лучшие времена. Если сравнить ее с системой, которая существовала при Советском Союзе, то последняя была более отлажена со значительной долей участия в ней государства, особенно это касается государственных поставок медикаментов. На сегодняшний же день поведение государства таково, что проблема обеспечения медикаментами пациентов ложится на их же плечи. Но в то же время нельзя сказать, что у нас все так безнадежно плохо. Украинская медицина развивается: мы готовим кадры, делаем уникальные операции, разрабатываем новые направления в медицине, обмениваемся опытом с зарубежными коллегами.
-Что, на ваш взгляд, является одной из основных проблем в медицинской отрасли Украины?
-Проблем много. Но мне бы особенно хотелось акцентировать внимание даже не на недофинансировании отрасли, а именно на отсутствии ее профессиональной организации. Я не думаю, что количество денег определяет все проблемы, сложившиеся на сегодня. Наличие денег - это хорошо, но гораздо важнее их правильно и рационально распределить. Подготовка кадров - это не банальная вещь. Кого обычно назначают на должность главного врача больницы? Бывших терапевтов, урологов. И что мы имеем в результате... Именно поэтому необходимо, чтобы у «руля» стояли не просто врачи, а профессиональные управленцы, которые бы учились со студенческой скамьи управлять медицинской структурой. Так, если бы меня - профессора, назначили главврачом больницы, то я бы ее успешно развалил, потому что я хирург и учился совсем другому.
-Какими бы Вам хотелось видеть сегодняшних украинских врачей?
- Профессия врача - очень сложная, сопряженная с постоянными стрессами. По неофициальной статистике, медицинские работники болеют чаще, чем те, кто не задействован в медицине.
И в то же время быть врачом по призванию - это счастье! Тебя тянет на работу, ты горишь на работе, ты полностью отдаешься ей. И не верьте сказкам из фильмов, где хирург, простояв 5 часов у операционного стола, выходит как выжатый лимон, истекающий потом. На самом деле он счастлив и получает реальное удовольствие от проделанной работы. Очень бы хотелось, чтобы образ западного врача - солидно одетого и всегда улыбающегося, стал бы имиджем и украинских врачей. А для этого нужны перемены в системе здравоохранения, необходим сильный реорганизатор, который бы смог не просто разрушить систему, а, напротив, постепенно усовершенствовать, реформировать.
-В продолжении темы о реформировании системы здравоохранения, Давид Анатольевич,сможет ли обязательное государственное медицинское страхование изменить ситуацию?
-Ну начнем с того, что мы имеем. Хоть у нас Конституция и декларирует права о бесплатной медицине, все же она не бесплатна. Здравоохранение финансируется из бюджета, а туда деньги поступают с налогов из нашей заработной платы. И все равно денег не хватает. А не хватает не потому что мало, а потому что деньги надо рационально распределять на то, что действительно необходимо. И дело здесь совсем не в том, страховая медицина или нет. Страховая медицина, хотя и определенный прогресс - далеко не панацея. Поскольку дело в том, какая она медицина. А устроена она крайне уродливо и несовершенно: 80% бюджетного финансирования - уходит на стационар, 15% - на поликлинику и 5% на скорую помощь. Так уж давно сложилось, что согласно «протоколам» лечения (существующим мед.стандартам) необходимо использовать 80% средств бюджета на лечение в стационарах (Халфдан Майер – экс гендиректор ВОЗ называл их «Дворцами болезней»), что крайне экономически невыгодно и медицински необоснованно. Пример для наглядности: в Украине после операции –холециститэктомия человек может лежать в стационаре неделю, в то же время как в США прооперированный ребенок с 4 пороками сердца выписывается из больницы уже на третий день. И дело не только в том, что у американцев есть современные медицинские технологии. У нас они тоже есть, но из-за имеющихся «протоколов», то есть архаичных правил, согласно которым после операции пациент может пребывать определенное время в больнице, время стационара увеличивается. А вместе с ним увеличиваются и затраты. Сегодня появляется инновационное оборудование, которое требует и интенсивного пути развития медицины, а именно отказа от старых «протоколов». На самом деле, как показывает опыт ряда стран, до 90% пациентов могут получать медицинскую помощь амбулаторно. Амбулаторное лечение намного дешевле, и при современных достижениях в медицине вполне возможно и эффективно. В нашей стране уже имеются зачатки подобной технологии, которая называется семейная медицина. Понятие семейный врач - схоже с понятием земский врач - или «врач на все руки» широкого профиля, причем слово «семейный» -- не ключевое. Семейный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который может оказать первичную многопрофильную медико-санитарную помощь. Семейный врач выступает интегратором оценки состояния здоровья пациентов, которая осуществляется разными специалистами, принимает участие в разработке планов лечебно – оздоровительного характера, координирует их реализацию.
Семейный врач имеет целостный подход к человеку, это эксперт, который в 80%-90% может оказать помощь пациенту амбулаторно, он же хирург, травматолог на амбулаторном уровне, он же психиатр, педиатр, гинеколог, он в состоянии сделать мелкие операции, тем самым освобождая многих узких специалистов от ненужной нагрузки. Он владеет и у него в амбулатории имеются лабораторные, инструментальные, рентгенологические методы обследования.
Семейный врач осуществляет коррекцию образа жизни, является проводником в сложной системе охраны здоровья, медико-санитарного, фармацевтического обеспечения. И здесь понятие семейного врача, его функции тесно переплетаются с профилактической медициной. Ведь профилактика - эта самое лучшее лечение. Профилактическо-семейная медицина - это отличный опыт и результат зарубежных коллег, а также перспектива для процветания украинской медицины. Возможно ли такое? Да такая технология существует и успешно используется в целом ряде стран
Правда уже сейчас понятие «семейный врач» у нас в ВУЗах несколько подменено. В ряде случаев, кафедра «Терапии» просто поменяла табличку на «Семейной медицины», а суть осталась та же. И, к сожалению, наши дипломированные специалисты со специализацией «Семейный врач» не способны быть земскими врачами.
-Так что же вы предлагаете сделать в первую очередь для улучшения отрасли здравоохранения?
-Прежде всего нужно начать реформирование здравоохранения с первичного звена, т.к. это звено соприкасается с большинством населения. У нас это, к сожалению, терапия, участковые. А я хочу, чтобы у нас была семейная медицина, с ургентной помощью, с клинической профилактической медициной, способной выявлять и устранять факторы риска ведущих заболеваний, с интервенцией принципов здорового образа жизни на амбулаторном уровне, что даст возможность сократить заболеваемость и смертность и не только увеличить продолжительность жизни, но сделать ее качественно лучшей. Нам нужны не «Дворцы болезней» а «Крепости Здоровья». Вот такие высокотехнологические, простые, оснащенные современной диагностической аппаратурой амбулатории семейного врача нужно сделать финансово доступными населению. Существуют и успешно работают финансовые системы, позволяющие сделать финансово доступной высокотехнологическую медицинскую помощь широким слоям населения, эффективнее, доступнее, чем страховая медицина, даже вытесняющая страховую систему.
Как внедрить и адаптировать этот опыт в Украине? Необходимо создать клиническую базу. Нужен прецедент: реализовать пилотный проект на примере одной амбулатории, чтобы люди увидели, что данная система действительно работает и у нас, в Украине, как и в целом ряде стран.
Все гениальное просто и, если мы, действительно, воспользуемся опытом зарубежных коллег, расставим правильно акценты и приоритеты в здравоохранении, сделаем ставку на семейно-профилактическую медицину, откажемся от старых «протоколов» и неоправданных трат на содержание стационаров, тогда и наша система здравоохранения не будет стоять в ряду самых проблемных и безнадежных отраслей.
Беседовала Анна Марцонь