Пять особенностей мозга, которые формируют вашу индивидуальность
Эгоцентрическое восприятие мира
Вы не можете посмотреть на мир чужими глазами, не можете взглянуть на ситуацию со стороны, не можете побыть на месте другого человека, Вы – это только Вы. Каждый человек – это своеобразный отдельный мир. Даже проконтролировать, кто из нас как воспринимает реальность, невозможно. Но есть косвенные доказательства, что даже в мелочах это происходит по-разному. Например, нет гарантии, что цвета и оттенки – стандартная величина для всех. Что касается чистого цвета - здесь проще: небольшое отклонение в восприятии не меняет в общем представления о цвете, так как в нем нет примесей. Что же касается оттенков – тут сложнее. Наши фоторецепторы и зрительный центр по-разному интерпретируют цветовые оттенки, делая акцент на разных составляющих. Так, один человек может видеть болотный цвет, а другой там же горчичный или коричневый. Жители бескрайних северных белоснежных равнин воспринимают около 20 оттенков белого цвета. Жители степных зон лучше воспринимают расстояние, жители джунглей легче концентрируются на мелочах, а обитатели мегаполисов лучше улавливают геометрические различия в предметах.
Но наиболее интересны недавние заявления физиков, что мир на самом деле не цветной, а черно-белый. Наши глаза воспринимают волны определенной длины, которые воздействуют на колбочки – светочувствительные клетки на сетчатке. Поэтому разные живые существа, в зависимости от особенностей своих глаз и зрительного участка мозга, воспринимают мир по-разному.
Ложные воспоминания
Если очень нужно, то наш мозг может вспомнить то, чего не было. Эта особенность памяти называется «конфабуляции». Нет смысла уверять при этом человека, что его воспоминания – это просто выдумки и он все врет. Он точно знает, как и когда происходили все описанные им события. На самом деле память – не статическая характеристика мозга, она восстанавливает события при каждом к ней обращении, проводя ревизию в своих архивах. Любое событие, которое происходит после того, которое было зафиксировано памятью, может вклиниться впоследствии в воспоминания. Кроме того, человек – такое сложное эмоциональное создание, что может обернуть весь этот монтаж в самые яркие эмоции. Все - отличный архив жизни создан.
Это было бы забавно, если бы не приносило неприятности окружающим. Больше всего от такой режиссуры страдают на судах. Так, под влиянием наводящих вопросов и общей атмосферы суда, свидетель может опознать невиновного, «вспомнить» о нем все самое важное, и сам при этом будет уверен в своей правоте. Как показали исследования, основным аргументом в пользу обвинительного или оправдательного приговора для присяжных являются именно личные показания свидетеля. Факты или их отсутствие при этом не воспринимаются как доказательство обратного. Поэтому, если вы услышите об очередном громком деле на основе недавно всплывших свидетельских показаний…
Виртуальная реальность
Создавать воспоминания – это такая мелочь. Вот создавать другую реальность – это мастер-класс. Если мозгу недостает информации об окружающем мире, он достраивает его самостоятельно. Как недавно определили ученые, эта способность мозга лежит в основе галлюцинаций у людей в острой стадии психического заболевания. Мозг в такие моменты считает, что мир нужно срочно усовершенствовать, нет важных деталей – и с успехом справляется со своей задачей.
Но и здоровые люди склонны к подобным развлечениям. Мы достраиваем мир, исходя из нашего опыта. На этом основано восприятие взрослого человека и уже более-менее опытного в восприятии ребенка. Представьте, что вы попали в наш мир только что, и не встречались ни разу ни с одним его объектом. Так, например, воспринимает мир новорожденный. Все, что его окружает – это набор звуков, пятен, ощущений. Все это наваливается на него и заставляет мозг как-то упорядочить информацию. Поэтому новорожденные много спят: им просто приходится много работать над тем, чтобы как-то совладать с этой реальностью. Но про его реальность мы можем только догадываться и делать косвенные выводы. Со временем ребенок научится пользоваться своими сенсорами, и будет выделять из фона важные фигуры. Так появляется комплекс оживления, например, или любимая игрушка.
Все, что мы знаем о нашей реальности – это наш жизненный опыт и память о нем. Если у нас есть часть изображения, то мы можем достроить весь образ. Но не факт, что этот образ будет соответствовать замыслу картины. Зато прекрасно впишется в наше восприятие. Поэтому при необходимости дополнить картину жизни, мозг очень быстро совершает все действия. Мы выделяем из фона знакомые объекты, хотя по-сути все также воспринимаем набор пятен, линий, звуков.
Фантомные боли
До сих пор природа этого загадочного явления не изучена. Почему болит то, чего нет? Как мозг воспринимает эту боль? И самое главное: что с этим делать? Многие люди страдают от боли в отсутствующей ноге или руке. И это намного хуже, чем страдание от реальной боли: некуда колоть обезболивающее. Врачам приходится применять препараты центрального действия, но длительное их применение опасно, а когда действие лекарства прекращается – боль возвращается снова.
Замещение утраченных функций мозга
На этой способности мозга основаны успехи в восстановлении после инсульта, травм, удаления части мозговой ткани. Невероятно, но если часть нейронов коры будет утрачена, то другие здоровые участки возьмут на себя выполнение работы потерянных бойцов. Известно, что кора условно разделена по специализации: какие-то нейроны ответственны за восприятие и переработку звуков, какие-то воспринимают визуальные образы, кто-то отвечает за речь и т.д. Но если нужно, то нейроны могут заново получить специализацию, и выполнять новые функции. Человек, потерявший речь, научится говорить снова. Функции координации движений также будут выполняться. Пластичность и многообразие связей между нейронами позволяет приспосабливаться даже без значительной части головного мозга. Все зависит от эффективности работы уцелевших нейронов.
По такому же принципу мозг меняет восприятие и переработку при повреждении анализатора. Например, если человек потерял зрение, то со временем он научится ориентироваться в пространстве, основываясь на ощущениях других рецепторов, и более детальной обработки мозгом информации от них.