Раздельное питание – мифы и реальная медицинская практика
Человеческий организм приспособлен к одновременному перевариванию жиров, белков и углеводов
Раздельное питание в последнее время стало очень популярным. Особенно после того, как о своем опыте питаться «раздельно» заявили эстрадные звезды Алла Пугачева, Филипп Киркоров и некоторые другие. По их утверждению, именно эта система питания помогла им сбросить лишний вес. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Специалист в заявлении селебрити увидит, мягко говоря, искаженную информацию.
Основоположником теории раздельного питания стал Герберт Шелтон, посвятивший 40 лет изучению диетологии и ортотрофии (науки о правильном питании). Вершиной его труда стала знаменитая книга «Правильные сочетания пищевых продуктов» увидавшая свет 10 июля 1928 года.
Согласно трудам автора, суть теории раздельного питания — правильное сочетание продуктов. По мнению Шелтона, обычное питание, когда человек поглощает несочетаемые продукты, приводит к тому, что эти продукты не могут быть нормально переварены и усвоены организмом. Для каждого вида пищи требуются пищеварительные соки своего состава и специфические условия переваривания.
По теории Шелтона, для переваривания углеводов и жиров необходима щелочная среда, а для белков — кислая. И поэтому одновременное употребление продуктов разной природы ведет к гниению и брожению в желудке, а процессы переваривания различных компонентов пищи разделены в желудочно-кишечном тракте и во времени, и в пространстве. Одни составные части пищевого рациона перевариваются преимущественно в желудке, другие - в тонкой кишке, третьи - под воздействием желчи.
Это чистой воды схоластика. Дело в том, что в желудке пища (отмечу – вся!) проходит подготовку для дальнейшего пищеварения. Пищеварительными функциями желудка являются накопление (медики используют термин «депонирование»), механическая и химическая обработка пищи и постепенная порционная эвакуация содержимого желудка в кишечник. Пища, находясь в течение нескольких часов в желудке, набухает, разжижается, многие ее компоненты растворяются и подвергаются гидролизу ферментами слюны и желудочного сока. Поэтому никаких «гниющих» углеводов и жиров в желудке нет. Это я могу сказать как хирург, который ежедневно оперирует на органах пищеварения. В двенадцатиперстной кишке вообще нет никакого пищеварения. Пища находится там всего 45 секунд, за которые происходит ее ощелачивание (смешивается с желчью и соком поджелудочной железы).
И вот эти основные пищеварительные соки имеют в своём составе полный спектр ферментов для расщепления поступивших в организм белков, жиров и углеводов. В расщеплении белков основную скрипку играет трипсин, жиров – желчь и липаза, углеводов – амилаза. И организму нет разницы, поступают они вместе или раздельно. Более того, учеными установлено, что белки не только не ухудшают переваривание жиров, а, наоборот, активизируют липазу, фермент поджелудочной железы, расщепляющий липиды. Никаких конфликтов пищеварения различных групп продуктов в двенадцатиперстной кишке нет. Это подтверждает и тот факт, что многие люди, перенесшие удаление желудка (гастрэктомия) или удаление двенадцатиперстной кишки (панкреатодуоденальная резекция) живут и здравствуют без вышеперечисленных органов.
Опровергает теорию Шелтона и тот факт, что практически не существует продуктов, состоящих из одних белков, жиров или углеводов. Разве, что сахар или рафинированное масло. Таким образом, физиологических обоснований для него нет. Так как же похудели Филлип и Алла? Можно предположить, что употребляя по отдельности мясо, хлеб и картошку, человек садится за стол 7-8 раз в день. А дробное питание — идеал для гастроэнтерологов, так как гораздо больший вред, чем «несочетаемые» продукты, приносит переедание. Веками эволюции пищеварительный тракт человека подготовлен к смешанному питанию и экспериментировать с этим не стоит. Ведь человек - это венец природы. Так ведь нас учили?
Олег Гулько, к.м.н.