Азаров сделает врачей недоступной роскошью для большинства украинцев?
«Покращення» в здравоохранении привело к обвалу всей системы предоставления медицинских услуг
Президент Украины Виктор Янукович в ходе «Диалога со страной» в пятницу 22 февраля поручил премьер-министру улучшить ситуацию с экстренной медицинской помощью. Это лишь одна грань того, к чему привела масштабная реформа системы здравоохранения от Николая Азарова. Изменения, призванные повысить качество медицинских услуг и сделать их доступными для всех граждан страны, на деле привели к развалу того, что еще хоть как-то функционировало с советских времен.
Медицину лихорадит от реформ Азарова
Реализация медицинской реформы вызывает серьезнейшую обеспокоенность не только у общественных организаций, но и в правящей Партии регионов. Например, еще до блокады Верховной Рады в понедельник 4 февраля лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов в ходе Согласительного совета, где обсуждалось, кого из министров пригласить на Час вопросов к правительству, заявил: «Мы недавно вернулись из округов и наиболее остро, с нашей точки зрения, стоит вопрос реформирования медицинской отрасли». Диалога с представителями Кабмина, по понятным причинам, так и не состоялось, но Николай Азаров почти двумя неделями позже в социальной сети заявил, что «правительство системно осуществляет реформирование в медицинской отрасли», несмотря на то, что еще в первых числах февраля сетовал на низкие темпы воплощения в жизнь медицинской реформы. Однако премьер в комментариях СМИ успел акцентировать внимание на успешности некоторых этапов реализации реформы. Например, его радуют современные диагностические центры и перинатальные центры, дорогое оборудование, которым они оснащены.
Тогда что же так беспокоит и рядовых граждан, и соратников Николая Азарова по Партии регионов, и Президента Украины? Причем, глава государства дал поручение, несмотря на жесткий госбюджет экономии, выделить дополнительно средства на экстренную медпомощь.
Украинским пациентам надо выучиться ждать
Медицинская реформа задумывалась как благо. Ключевым моментом стало перепрофилирование поликлиник в центры первичной медико-санитарной помощи и введение института семейных врачей. Бывшие поликлиники и амбулатории финансировались по формуле «35% на 65%», где на долю амбулаторий отводилось 35% средств бюджетов, выделяемых для финансирования медицинской отрасли в данном конкретном регионе. В Минздраве считают, что для городских амбулаторий 35% - это слишком много, для сельских – иногда недостаточно, но главное – деньги все равно будут расходоваться эффективно.
Однако даже в Киеве многие пациенты амбулаторий жаловались на то, что, кроме градусников и тонометров, там ничего нет и, чтобы сделать банальный анализ, необходимо идти либо в поликлинику, переименованную в центр, либо искать частную лабораторию. Кроме того, семейные врачи должны взять на себя часть обязанностей узких специалистов, а также быть педиатрами. На практике это привело к тому, что на семейных врачей срочно переучивают участковых терапевтов, а также всех желающих врачей. Но желающих – мало. Врачи недоумевают, «как можно за полгода стать офтальмологом, педиатром, гинекологом, лор-врачом и невропатологом». Да и с педиатрами сложно: эти функции должен взять на себя семейный врач, но на деле приходится маленьких пациентов либо брать «взрослым» терапевтам, либо экс-педиатрам, переведенным в семейные врачи. Больше всего родителей возмущает общая очередь, где есть взрослые пациенты и дети вперемешку, и затруднения, которые возникают у «взрослых» терапевтов в диагностике и в лечении болезней у детей.
В Минздраве уже говорят, что реформа системы здравоохранения растянется, минимум, на 10 лет. Так что украинским пациентам остается только посоветовать выучиться ждать.
«Скорая» впала в ступор от «покращення» премьер-министра
Но есть пациенты, которые ждать не могут. Это экстренные случаи, и на них реагировали «Скорая» либо «Неотложная медпомощь». Сейчас полным ходом идет реформирование этого звена в системе здравоохранения. И … медики умоляют Николая Азарова правительство не реформировать «Скорую помощь». Что же произошло?
С 1 января 2013 года вступил в действие закон об экстренной медицинской помощи. Суть в том, чтобы направлять по вызову именно тот вид мобильной медпомощи, который необходим: «экстренную» (бывшую «скорую») со временем доезда до пациента 10-20 минут, либо «неотложку». Какую бригаду направить, решает диспетчер. Именно здесь кроется главный подводный камень реформы: сможет ли пациент точно описать симптомы, а диспетчер – правильно оценить их? Цена ошибки – жизнь.
Вместо того, чтобы думать над качеством подготовки диспетчеров, над проблемой кадровой «текучки» и обеспечения бригад лекарствами, премьер-министр Николай Азаров подал идею…штрафовать водителей, если они не пропускают кареты «Экстренной медпомощи». А машины оснастить приборами GPS, которые, как утверждают медики, работающие в бригадах «Скорой», неудобны.
Экономия под видом реформы будет стоить тысячи жизней
На форумах в Интернете, в комментариях к публикациям и врачи, и пациенты высказывают версию, что на самом деле реформа здравоохранения затеяна для того, чтобы не «эффективно распределить средства и улучшить финансирование», а сэкономить деньги. Ведь сокращение койко-мест, да и самих стационаров, - это и снижение затрат на их функционирование. Один из чиновников так мотивировал сокращение стационаров, что, мол, не все, кто там лежит, нуждаются в стационарном лечении, мол, стоит зайти в субботу в стационар, можно увидеть, сколько людей там реально остается. А какая экономия – семейные врачи, заменяющие целые поликлиники!
Но даже если это и так, сэкономить на здоровье украинцев у Николая Азарова все равно никак не получается. Абсолютно не обращая внимания на многочисленные и во многом справедливые нарекания, премьер-министр занялся выклянчиванием денег из Госбюджета, умело используя те негативные отзывы о реформе, с которыми ознакомлен Президент Украины. В ответ на претензии Виктора Януковича он дал понять, что в Госбюджете не хватает денег, скажем, на ту же систему экстренной медпомощи в реформированном виде. Но тогда зачем реформа и о каком эффективном финансировании может идти речь?
Более того, денег требует и сеть амбулаторий. Как сообщила министр здравоохранения Раиса Богатырева, на амбулатории только в «пилотных» регионах требуется 1,96 млрд. грн., тогда как на все нужды здравоохранения в Госбюджете-2013 предусмотрено коло 2,3 млрд. грн.
Медицинская реформа заставила всех чиновников думать о медицине», - радовался Николай Азаров летом 2012 года, в разгар реформы. Сейчас медицина остается проблемной, однако это головная боль миллионов украинцев, но не самого Николая Азарова. Ведь «покращення» в здравоохранении идет полным ходом. И если к кому-то «экстренная помощь» не доедет, то это издержки благого начинания, не более.
Анна Полетаева