Борис Тодуров: главная проблема украинской кардиохирургии – организационная
Директор«Киевского центра сердца» дал экспресс-интервью «Багнету»
Какие основные проблемы стоят перед украинскими «сердечниками»? Почему операции на сердце, которые тысячами производятся в странах ЕС, у нас исчисляются лишь сотнями? Поможет ли Украине дополнительное «взращивание» дополнительных специалистов в области кардиохирургии? Об этом и о другом «Багнет» пообщался с директором Киевской городской клинической больницы «Киевский центр сердца» Борисом Тодуровым.
- В последнее время сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место по смертности. Каковы наиболее актуальные проблемы - социальные, правовые - влияют на развитие этого фактора?
Борис Тодуров: Это проблема комплексная. Выделить какую-то одну проблемную сторону – сложно. Это и проблема подготовки кадров, до сих пор у нас нет кафедр кардиохирургии, хотя актуальность этой сферы довольно высокая… Это и проблема финансирования – до сих пор наши кардиологические отделения, а их существует 480 по всей Украине, укомплектованы крайне плохо… Это и проблема современных кардиохируругических центров, комплексная помощь сконцентрирована, искусственно конечно, в Киеве…
- А в областях?
- В областях у нас в год делается до 200-300 операций, но этого крайне недостаточно! Отдельная проблема – организационная. Это отсутствие специальности по диагностике. Это целый комплекс проблем организационных и финансовых. И их надо решать в течении 2-3 лет, чтобы выйти из того критического положения, в котором мы сейчас находимся.
- Может у вас есть цифры, которые могут прояснить детально проблему? Например, сколько нам надо производить в год в ВУЗах кардиохирургов, чтобы в каждой больнице были качественные специалисты и т.д.?
- Кардиохирурги не могут оперировать в обычной клинике. Кардиохирургу нужна полноценная операционная, полноценная реанимация, анестезиология и перфузиология… Целый комплекс обслуживающих отделений… Так что если мы сегодня и произведем сотню хирургов, кардиохирургом человек может стать после10-15 лет стажа, в лучшем случае, до 35 лет он им станет. Так что это проблема комплексная, это не значит, что мы сейчас сделаем сотню кардиохирургов и все станет хорошо. Нужны клиники современные! С нормальным оборудованием, нужна схема преемственности лечения больных, чтобы больные вовремя попадал на диагностику, вовремя попадали на операцию, вовремя попадали на реабилитацию.
- Сколько сейчас операций по трансплантации может сделать Ваш центр в год?
- 200. Это наша возможность
- А всего по Украине какая необходимость в операциях?
- Около 2000
- И мощности позволяют проводить их?
- Тысячу мы бы сделали спокойно, если бы не организационные проблемы. Это ведь несложно, в самом деле! Организационно – это сложно, а технически пришить сердце – это несложно.
- «Киевский центр сердца» находится рядом с Киевской клинической больницей скорой помощи. Вы говорили на пресс-конференции, что сожалеете о том, что главный врач БСП не разрешает говорить с родственниками погибших об изъятии органов… Почему?
Б.Т.: Увы, главный врач БСП на сегодняшний день запрещает нам даже близко подходить, он так напуган вот этими всеми публикациями (в СМИ о «черных трансплантологах» - К.С.), и так боится, что это его коснется, и что кто-то придет задавать ему вопросы, что аж дрожит, бедненький…
Беседовал Сергей Костеж