Суицид: почему люди добровольно уходят из жизни
Мысль о самоубийстве не приходит единожды
Словами терминов понятие суицид (или самоубийство) определяется как сознательное самостоятельное лишение себя жизни, осуществляемое своим непосредственным, намеренным и желаемым действием. Статистика свидетельствует, что чаще на такой поступок идут психически больные люди, однако процент психически здоровых самоубийц растет, участились также случаи суицидов у подростков и молодых людей. Проблема приобретает глобальный характер – за год добровольно уходят из жизни около миллиона человек, и это только те, чьи попытки покончить с собой приводят к желаемому результату. Украина хотя и не числится в лидерах по числу самоубийств в мире, но по данным Госкомстата каждый сотый смертный случай в нашей стране является следствием суицида.
Причины самоубийства охватывают широкий диапазон расстройств личности, в подавляющем большинстве случаев попытке суицида предшествует депрессия или конкретная стрессовая ситуация. Такие проблемы, как травмирующая обстановка, социально-экономические неурядицы, наркотическая и алкогольная зависимость, тяжелая утрата, семейные конфликты, неразделенная любовь и многие другие могут стать мотивом для добровольного ухода из жизни, если человек чувствует, что не в состоянии пережить эти трудности, не находит понимания или не видит смысла в своем дальнейшем существовании.
Существуют группы риска с высокой суицидоопасностью, куда входят люди с наркотической и алкогольной зависимостью, инвалиды, психически и неизлечимо больные, заключенные в места лишения свободы и другие люди с отягчающими жизненными обстоятельствами. Врач-психиатр, заместитель главврача Киевской городской клинической психоневрологической больницы № 2 Царинюк Нина Васильевна выделяет также три основных группы риска по возрастным категориям: «Переходной возраст – пубертат (процесс полового созревания – прим. авт.) – 13-14 лет, когда для подростков актуальны понятия жизни и смерти. Это также и ломка характера, его становление, проблемы взрослой жизни, когда они не могут их решать из-за инфантилизма или недостаточной готовности. Затем средний переходной возраст – 40-50 лет. А также инволюционный возраст (период обратного развития органов и тканей – прим. авт.) – старики, которые испытывают одиночество, безысходность, чувствуют, что они никому не нужны. Это три критических возраста». По мнению Нины Васильевны, подростковый суицид особенно опасен тем, что в этот период под влиянием компьютерных игр и кинофильмов часто теряется чувство реальности и происходит недооценка серьезности своих поступков.
«Люди совершают суицид под действием болезненных переживаний. Это тяжелые депрессии, реактивные состояния, группа психозов шизофренического круга. Все зависит от многих составляющих – склада характера, личности, силы и значимости стресогенного фактора. Но только достаточно сильная личность способна совершить суицид. И есть такое понятие как «незавершенные демонстративные суициды» – к ним прибегают люди с эмоциональной лабильностью, с демонстративными чертами характера. Цель их поступка – манипуляция мнением и действиями окружающих. Истинные суициды совершаются чаще при тяжелых депрессиях», - говорит Нина Васильевна.
Киевлянка Елена Пархоменко когда-то была серьезно настроена уйти из жизни. После нескольких неудавшихся попыток самоубийства она чудом осталась в живых. «Мысль о самоубийстве не приходит один раз – она преследует, становится навязчивой. Я не видела смысла жизни в том, чтобы выйти замуж, родить ребенка, устроиться на работу. Самой большой проблемой был, пожалуй, мой бесцельный образ жизни. Я чувствовала себя отверженной и одинокой – родители развелись, когда я была в переходном возрасте, мама много времени посвящала работе, мне не хватало родительской любви», - говорит она. Из-за душевной пустоты и неудовлетворенности жизнью, Елена попробовала наркотики: «Я никогда в жизни не думала, что стану наркоманкой. Но депрессия сыграла свою роль. Я тогда пошла работать, собиралась поступать в институт. Мы начали встречаться с парнем, но вскоре его посадили в тюрьму. Я даже не знала, что он ворует, употребляет наркотики. Тогда как раз и моя напарница на работе тоже пристрастилась к наркотикам и постоянно предлагала мне попробовать и забыться. Мне понравилось это состояние, в нем не было чувства одиночества. В итоге я потеряла всех друзей, с мамой и сестрой не было общих тем для разговора, и никого не было рядом, кроме закоренелых наркоманов».
От пристрастия к наркотикам Елена избавиться самостоятельно не могла, и мысль о самоубийстве показалась ей единственным выходом из невыносимой ситуации: «Я поняла, что не могу побороть это сама и подумала – какой смысл мне вообще жить? Только буду мучить себя и окружающих. Я никому ничего не говорила, просто решила покончить жизнь самоубийством. Потому что мне не нравилось, что происходило, я понимала, что это не мое. Я очень далеко зашла и не была никому нужна, даже сама себе. Мама сказала, что у нее дочки нет, не пускала меня домой. В последнее время я ночевала в подъезде».
Однажды тетя обнаружила Елену после того, как та выпила горстку таблеток – все, какие только смогла найти. В реанимации родственников готовили к худшему – говорили, что девушка не выживет. Но она поправилась и предприняла новую попытку суицида, вколов себе большую дозу наркотика. Ее снова откачали. «То, что я выжила после попытки самоубийства, не привело меня к мысли, что надо жить дальше. Малейшая проблема, малейшая трудность, с которой не можешь совладать – и приходит мысль о том, чтобы покончить жизнь самоубийством», - признается Елена. Следующую попытку свести счеты с жизнью наша собеседница продумывала тщательнее, чтобы на этот раз не ошибиться: «На свой день рождения, когда мне было 20 лет, я решила выпрыгнуть из окна. На тот момент я уже четыре года употребляла наркотики. Мама плюнула на все и ушла, оставила мне квартиру на 7-м этаже, потому что я постоянно оббивала пороги, угрожала обратиться в милицию, в суд, чтобы она меня впустила домой. Конечно, в тот момент мне было страшно. Я помню, как падала, как вся жизнь будто промелькнула перед глазами. Но у меня не было никаких сожалений, потому что казалось, что в жизни не было ничего хорошего. Только была радостная мысль, что сейчас все закончится, что уже никогда я не вернусь к прошлой жизни».
Неожиданно для себя и окружающих, Елена снова выжила. Врачи недоумевали – у девушки не было даже сотрясения мозга, хотя таз и бедро пришлось собирать буквально по частям, а сломанное ребро пробило легкое. «Я проснулась и первое, о чем подумала – зачем я осталась на этой земле жить? Мне было плохо от наркотиков, а перед тем, как прыгнуть, я напилась таблеток, водки, «догналась» корвалолом. Я стала вырывать из себя трубки, кричать, что я не хочу жить и незачем было меня спасать. Все врачи и медсестры сбежались. Я говорила, что все равно жить не буду, выпрыгну с 16-го, с 20-го этажа. Люди с табуреток падают и убиваются, а у меня с 7-го этажа так и не вышло».
Вслед за этим в жизни Елены было еще немало испытаний – она продолжала страдать от наркотической зависимости; родила ребенка, которого забрала к себе бабушка, потому что Елену с мужем собирались лишить родительских прав; ее супруг попал в тюрьму за воровство… К счастью, сегодня для нее и ее семьи это лишь горькие воспоминания. Из наркотической зависимости и тяжелой депрессии Елену вывела вера в Бога, пребывание в реабилитационном центре, общение с единомышленниками. Сегодня она – счастливая жена и мать троих детей, которая вот уже 12 лет не принимает наркотики и не желает расстаться с жизнью.
Однако многим людям и без наркотической зависимости или других явных поводов для сведения счетов с жизнью приходят мысли о самоубийстве. В наши дни от депрессии страдают и довольно успешные, на первый взгляд, люди. Тяжесть депрессивного состояния может быть разной – кого-то может вернуть в хорошее расположение духа обычный шоппинг, встреча с друзьями или консультация у психоаналитика, другим же необходимо медикаментозное лечение, иногда в стационарных условиях.
«Антидепрессанты назначаются на длительное время – как минимум на 3-4 месяца, они начинают работать только со второй недели приема и не вызывают привыкания, поэтому ничего страшного в них нет», - говорит заведующая отделением кризисных состояний столичной клинической психиатрической больницы №1 (им. Павлова) Светлана Григорьевна Нетрусова. По ее словам, в основе тяжелых депрессий лежит недостаток таких веществ как норадреналин и серотонин, следовательно, без медикаментозного вмешательства человека не вылечить. Депрессия – хроническое заболевание и в 85% случаев она повторяется. Таким образом, для успешной борьбы с ней необходима регулярная профилактика для предотвращения рецидивов.
Склонность к суициду можно определить путем проведения психологических тестов. «У каждого человека есть определенные притязания и уровень самооценки. Когда по оценочной шкале притязания оказываются слишком завышенными, а самооценка заниженной – человек склонен к суициду», - говорит Светлана Нетрусова. Затянувшаяся депрессия должна быть тревожным сигналом для родных и близких, потому что в таком состоянии человек способен совершить самоубийство.
«Суициды бывают истинными, когда у человека депрессия. Бывают при шизофрении, когда голоса ему говорят себя убить. У меня был случай в практике, когда голоса сказали матери убить себя и своих троих детей, чтобы предотвратить муки. Поэтому императивные или приказные галлюцинации являются показанием для неотложной госпитализации без согласия больного. Эта женщина убила своих детей, а сама выбросилась с пятого этажа – ее спасли, а детей нет… Существуют также демонстративные и импульсивные суициды. Мне бы хотелось предупредить тех людей, которые псевдопопыткой суицида пытаются манипулировать другими людьми, что демонстративные суициды нередко становятся завершенными и человек может погибнуть», - рассказывает Светлана Григорьевна.
Специализированных учреждений, которые бы занимались только пациентами в состоянии депрессии с суицидальными наклонностями, в Украине нет. Лечение этих больных проходит в общепсихиатрических стационарах c наблюдательными палатами. Больных депрессией диагностирует и лечит отделение кризисных состояний Киевской городской клинической психиатрической больницы №1, где нет возбужденных больных и наблюдательных палат. Для жителей столицы лечение в круглосуточном или дневном стационаре является бесплатным (контактный телефон отделения 468-02-71).
Какими бы ни были мотивы и причины человека желать смерти, важно понимать, что при своевременном внимании к этой проблеме несчастья можно избежать. И не стоит пренебрегать услугами специалистов – распространенное мнение о том, что психиатры занимаются только пациентами с серьезными психическими отклонениями не отвечает действительности.
Елизавета Гокунь