Россия готовит обвал гривни?
Россия уже в четвертом квартале намерена потребовать от стран-покупателей оплачивать российские нефть и газ не валютой, а рублями
«Скорее всего Украине также будет предложено поэтапно переходить на расчеты за энергоносители в рублях»,— подчеркнул чиновник. Косвенным подтверждением такой возможности является начало активной скупки иностранными банками российского рубля на Форексе.
В Минтопэнерго отказались от комментариев, сославшись на то, что «данный вопрос требует детальной проработки». «На госзакупках это никак не скажется, так как Украина не покупает российский газ в этом году (а нефть и нефтепродукты импортируют исключительно частные компании) »,— заявил пресс-секретарь Минтопэнерго Константин Бородин.
Участники финансового рынка готовятся к укреплению гривни против доллара, и, соответственно, к ее ослаблению против рубля. По словам начальника управления инвестиционно-банковских услуг Укрсоцбанка Эрика Наймана, в случае введения Россией расчетов за энергоносители в рублях, рублевый товарооборот между Россией и Украиной вырастет в разы.
По итогам первых пяти месяцев 2007 г. среднемесячный товарооборот торговли товарами и услугами между нашими странами составил $2,5 млрд. «Практически весь он в долларах, причем половина — оплата энергоносителей. С переходом на расчеты в российской валюте можно будет ожидать рублевого товарооборота, эквивалентного $1,2 млрд. в месяц. Это гигантская для рублевых взаиморасчетов сумма»,— говорит специалист.
По мнению советника предправления Укргазбанка Александра Охрименко, введение расчетов в рублях за энергоносители приведет к значительному укреплению рубля по отношению к гривне, в то время как доллар начнет еще сильнее сдавать свои позиции.
Банкир отмечает, что первоначально американская валюта по традиции будет оставаться основным средством расчета за энергоносители, однако в будущем доля рублевых расчетов будет только возрастать. Особенно в условиях девальвации гривни по отношению к рублю.
В свою очередь укрепление рубля будет стимулировать девальвацию реального эффективного обменного курса гривни, что существенно увеличит рентабельность украинских экспортеров в России, а товары, импортируемые из России в Украину, существенно подорожают.
В первую очередь это вызовет сложности с расчетами за нефть и нефтепродукты и их подорожание для украинских потребителей. «Сегодня доллары в большинстве случаев покупаются для расчетов с Россией за энергоносители. В новых условиях американская валюта останется невостребованной»,— подчеркивает господин Охрименко.
По его мнению, если НБУ не будет искусственно удерживать курс доллара после перехода России к рублевым расчетам за энергоносители, курс американской валюты может упасть до 4 грн. за $1, а гривня девальвирует по отношению к рублю до 2,5 грн. за 10 руб. Оценки Эрика Наймана более сдержаны: по его мнению, укрепление рубля против доллара составит до 10% ежегодно.
Для украинской экономики такой курсовой скачок будет иметь целый ряд негативных последствий. Девальвация гривни серьезно увеличит расходы компаний на приобретение энергоносителей (в первую очередь российской нефти, тогда как газ в основном приобретается среднеазиатский), и как следствие приведет к ухудшению торгового баланса Украины. Причем покрыть растущий импорт за счет экспорта вряд ли удастся — Россия не собирается широко открывать свои границы для украинских товаров.