RAB-регулирование в электроэнергетике
Почему западные специалисты не видят альтернативы
На днях на сайте Ассоциации операторов распределительных электросетей Украины был опубликован отчет известной международной компании IHS ENERGY «Стимулирующее регулирование распределения электроэнергии в Украине. Применение уроков, усвоенных из международного опыта».
Сам документ, как результат проведённого в ряде стран, включая Украину, исследования был подготовлен еще осенью прошлого года, его презентация в Киеве состоялась в декабре при участии старшего вице-президента исследовательской компании, а в прошлом – посла США в Украине, а также посла Госдепартамента США по вопросам энергетической безопасности - Карлоса Паскуаля.
И вот теперь документ стал доступен широкой общественности. В нем западные эксперты анализируют состояние отечественной электроэнергетики и однозначно приходят к выводу о необходимости срочного перехода страны на RAB-регулирование.
«Из представленного выше анализа становится понятным, что переход на механизм RAB-регулирования распределения электроэнергии является лучшим выборов для Украины. Действительно, это должно быть немедленно внедрено, чтобы избежать дальнейшего ухудшения уровня надежности электропоставок украинским потребителям: как предприятиям, так и частным лицам», - отмечают авторы документа.
Попробуем вместе разобраться, что так насторожило иностранных экспертов и привело их к выводу о необходимости срочных реформ в отечественной электроэнергетике.
Для начала следует осознать, что отрасль находится в критическом состоянии. «Громадное количество линий электропередач и трансформаторных подстанций работают уже больше 30 и даже 40 лет. Проверка, осуществленная в 2012 году, показала, что 53% распределительных сетей требуют ремонта и модернизации, 20% распределительных сетей и 19% трансформаторных подстанций необходимо срочно капитально ремонтировать или заменять», - говорится в докладе IHS ENERGY. Соответственно, если ничего не делать, то дальнейшее ухудшение технического состояния сетевой инфраструктуры приведет к широкомасштабным системным авариям.
Но что же стало причиной такого положения дел? Западные эксперты делают однозначный вывод: корнем всех существующих проблем является ныне действующее регулирование отрасли по модели «затраты плюс».
Если говорить по-простому, то такая модель означает, что ежегодно регулятор (НКРЭ) устанавливает экономически обоснованные расходы и корректирует разрешенные доходы на основе операционных расходов. Это приводит к тому, что инвестиции в компании распределения электроэнергии (облэнерго) финансируются за счет амортизации, снижения технических потерь, доходов от
реактивной мощности и прибылей текущего года.
То есть в существующей системе распределительные компании вынуждены искусственно завышать тарифы, так как просто не заинтересованы быть экономными и эффективными. Инвестиции ограничиваются программами технического обслуживания, а долгосрочные вливания, по сути, просто бессмысленны. Просто взять и отменить эту модель невозможно, так как необходимо предложить что-то взамен.
Мировой опыт говорит о трех возможных путях дальнейшего развития.
Это национализация (активы находятся в госсобственности, их управление осуществляется государством); это концессия (активы находятся в госсобственности, их управление передается в подряд частному сектору); и это RAB-регулирование (активы находятся в частной собственности в режиме, основанном на регулировании нормы дохода компаний).
По целому ряду причин первые два варианта не применимы к отечественным реалиям. Остается только RAB-регулирование. «Прибыль нормируется независимым регуляторным агентством не путем добавления фиксированной маржи к эксплуатационным и капитальным затратам (как мы видим в системе «затраты плюс»), а путем определения ресурсной базы каждого оператора и установления прибылей на уровне, который позволит эффективному оператору получать доход, соответствующий его инвестициям», - отмечается в докладе.
Другими словами, осуществляется прозрачная оценка регулируемой базы активов (RAB) – исходя из стоимости активов, использующихся для предоставления услуг. Регулятором вычисляется норма дохода RAB путем оценки средневзвешенной стоимости капитала для сектора распределения электроэнергии, причем на длительный срок (как правило, от 4 до 8 лет). В итоге получаем так называемые разрешенные доходы, дающие возможность «эффективному оператору» получить соответствующую норму прибыли на свою RAB.
В этом варианте регулятор создает позитивные преимущества конкурентных стимулов для повышения эффективности расходов и предоставления услуг (при отсутствии реальной конкуренции) путем установления допустимых доходов и целевых показателей для операторов. А операторы рынка в обмен на риск имеют право получать соответствующую реальную норму дохода от своих инвестиций.
Безусловно, свои выводы эксперты IHS ENERGY базируют на анализе успешного международного опыта.
К примеру, в Великобритании RAB-регулирование было введено более 20 лет тому назад. И уже показало свою эффективность. Если тариф на распределение электроэнергии, существовавший в Англии в 1990 году (т.е. на момент начала реформирования), принять за 100%, то в 1993 году он незначительно увеличился (примерно до 110%), однако уже в 1996 году составил около 78% от величины базового года, а в 2005 году – около 45 %. Другими словами, за пятнадцать лет он снизился более чем вдвое.
RAB-регулирование на экспертном уровне обсуждают давно. И вряд ли найдется хотя бы один специалист, который станет отрицать его безальтернативность для украинских реалий. Однако технология проведения реформы вызывает немало споров, что, в свою очередь, тормозит сам процесс.
В частности, речь идет о норме доходов на величину базы активов облэнерго. «Система RAB-регулирования в странах ЕС, когда речь идет об определении ставки дохода, обычно не подчеркивает разницы между существующими и новыми активами, иллюстрируя тот фат, что эта разница не влияет ни на коммерческие риски, ни на общий полезный результат работы этих активов», - отмечают западные специалисты. Но все это детали, которые можно и нужно обсуждать. Самое важное – запустить реформу.
«IHS считает, что все рекомендации… смогут способствовать усилиям Украины достичь поставленной цели; рекомендации не являются настолько жесткими, чтобы надолго отложить принятие и внедрение RAB-регулирования. Начальный трехлетний регуляторный период необходимо использовать для того, чтобы детально проанализировать принятие этих рекомендованных шагов», - пишут западные исследователи.
Автор: Татьяна Урванцева