"КП" рассказала, как чиновники наживаются на пенсионерах
Десять лет назад киевские чиновники изобрели прекрасный инструмент контроля за финансовым потоком горожан и рецепт безболезненного, но весьма нешуточного обогащения.
Речь идет о «Карте киевлянина», которая появилось еще в 2006-м году в виде «Электронного студбилета». Студентов снабжали пластиком некой системы НСМЭП, который не воспринимался почти ничьими терминалами. Тем не менее, без него было никак: на нем были «зашиты» льготы на проезд. Информацию о льготах приходилось «поновлять» каждых полгода, для чего студентам надо было сдавать пресловутый пластик в деканаты. А в случае утери или порчи карты ждать пару месяцев и ездить без льгот.
Неудобств было столько, что многие студенты были рады отказаться от карты. Но деканаты зачастую навязывали пластик молодежи в принудительно-обязательном порядке. В 2009-2010-м карта задумывалась (если верить тогдашним разработчикам проекта) как строго социальная. Ее главной задачей был учет всех льготных категорий киевлян и распределения льгот.
Ключевым эмитентом карты призван был стать муниципальный банк – «Крещатик». Он за несколько лет снабдил картами полмиллиона человек. Но киевляне очень скоро осознали, что этим пластиком их примитивно загнали в мышеловку. Сначала получение карт было делом исключительно добровольным. Однако однажды власти объявили: без карт льготники в метро ездить не будут.
Что касается обещанных льгот на лекарства, на практике оказалось, что многочисленные обещанные опции не смогли работать. Так, партнером проекта среди ритейла стал лишь один продуктовый супермаркет, среди медицинских учреждений – тоже лишь одно. Рассчитывать на скидку можно было разве что, если заглянул в аптеку за копеечными анальгином, валидолом, зеленкой или активированным углем.
Постановлением № 167 от 14.03.2016 Кабинет Министров поручил “Ощадбанку” выпускать «карты горожан» переселенцам из зоны АТО. Принялся ли госбанк выполнять это поручение сказать сложно. Хотя бы потому, что руководство Кабмина с того момента успело смениться. Ушел и глава Кабинета, который, как говорят, пребывает в теплых дружеских отношениях с главой «Ощадбанка» еще со школьной скамьи.
Кроме того, сама репутация «киевского пластика» за последние пару месяцев очень подпортилась скоропостижным обрушением муниципального банка «Крещатик». В результате карты, им эмитированные, оказались финансово недееспособными. Теперь для того, чтобы восстановить карту, выпущенную «Крещатиком», ее нужно перевыпустить в «Ощадбанке», который на сегодняшний день уже успели эмитировать почти 100 тыс. таких карточек. Но дело в том, что деньги, «замороженные» в «Крещатике», все равно уже людям не вернуться.
Возникает опасение, не постигнет ли в ближайшее время «Ощадбанк» судьба «Крещитка». Его тоже все считали непотопляемым в силу его специфики – все-таки муниципальный банк. Дела в «Крещатике» стали трещать по швам как раз в период его оголтелого выпуска киевского пластика, который как раз был переориентирован на всех киевлян.
Что касается «Ощадбанка»: по итогам все тех же трех кварталов 2015-го года банк показал убыток 5,4 млрд грн. И сейчас он активно эмитирует социальные карты. По мнению экспертов рынка пластиковых карт, стоимость подобных продуктов достаточно высока – около 200 грн за единицу. А поскольку они выдаются большей частью бесплатно и при этом – массовым тиражом, эта практика весьма убыточна для любого финучреждения.