В Крыму пока не трогают собственность беглых украинских чиновников
«Мы не занимаемся специально поиском олигархов и их имущества, для того, чтобы его национализировать, — поясняет Константинов. — Такой задачи никто не ставит, конечно».
На территории международного молодежного центра «Гурзуф», что расположен в одноименном поселке на Южном берегу Крыма, в сентябре этого года даже в хорошую погоду едва ли можно было насчитать хоть пару десятков отдыхающих. В иные бархатные сезоны тут было не протолкнуться — живописные аллеи парка, чистые пляжи и культовые среди курортников заведения общепита привлекали на территорию центра массу туристов из самого поселка. На воротах стояла охрана, бары работали, эллинги над пляжами были заставлены шезлонгами, на набережной бойко шла торговля всякой надувной ерундой для детей. Сегодня все иначе, и причина даже в не в том, что нынешний курортный сезон в силу объективных причин
оказался провален.
ММЦ «Гурзуф», как и десятки других подобных объектов по всему ЮБК, остался, по сути, без собственника, и его руководство свернуло хозяйственную деятельность, в частности, передачу территорий в аренду частным предпринимателям. Даже местный общественный сортир, плата за вход в который неуклонно взималась все последние годы, нынче можно посетить «на шару».
Гурзуф, в свое время принимавший на отдых Пушкина, Чехова и Маяковского, еще в 1999 году попал под пристальное внимание Николая Азарова — на тот момент главы Налоговой службы Украины, а впоследствии премьер-министра и лидера Партии регионов. Азаров, как и многие другие украинские чиновники высшего ранга, не гнушался захватывать самые лакомые куски крымской земли, вызывая праведный гнев не только местных жителей, но и отдыхающих, на традиционных путях миграции которых устанавливались шлагбаумы с платой за вход.
Тем более, что ММЦ «Гурзуф» (он же «Спутник»), на который положил глаз Азаров, до конца 1990-х годов был местом паломничества всей продвинутой молодежи Советского Союза и позже — того, что от него осталось. Местные старожилы вспоминают и Андрея Макаревича, бренчавшего на гитаре на «пьяной аллее», идущей параллельно набережной, и Бориса Гребенщикова с Виктором Цоем, также посещавшими здешние места. Однако же летом 1999 года на территорию ММЦ вторглись люди в камуфляже, как оказалось из ведомства Азарова, и изъяли всю документацию центра. Позже Верховная Рада Украины передала 5,1 гектара ММЦ, имевшим на тот момент государственный статус, в собственность Крыма, после чего уже крымские депутаты передали центр в управление Государственной налоговой службы Украины. При этом сама территория, которую осваивали налоговики, со временем увеличилась с 5,1 до 5,8 гектара, и на ней было развернуто строительство новых коттеджей.
Позже ММЦ оказался в собственности благотворительного фонда «Гарант», который контролировался семьей Азарова. В Гурзуфе его владения были собраны под вывеской «Гурзуфский комплекс отдыха и оздоровления "Жемчужина Крыма"», в который вошли сам ММЦ, санаторий «Пушкино», земли базы отдыха обогатительной фабрики «Нагольчанская», базы отдыха «Динамо» и базы отдыха профсоюзов «Единство».
Местные жители даже прозвали гурзуфскую набережную, одну из самых красивых на всем ЮБК, набережной «Пушкина-Азарова». Зарвавшегося чиновника костерили на чем свет стоит, в особенности, когда из-за взлетевшей вверх аренды, установленной руководством ММЦ, в сезон не открылась легендарная «Тарелка» и кафе-бар «У моря», облюбованный в основном курортниками с 20 и 30-летним стажем.
А ведь помимо собственности Азарова есть в 10-тысячном Гурзуфе владения и других толстосумов. Так, строительство комплекса элитных апартаментов «Nautilus» финансировал «ПриватБанк» украинского бизнесмена и губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. А санаторий «Ай-Даниль» с 250-метровой полосой пляжа принадлежит миллиардеру Ринату Ахметову.
«Предметом нашего внимания являются пансионаты, которых бросили хозяева, их просто нет, — рассказывает так называемый спикер Госсовета оккупированного Крыма Владимир Константинов. — Поскольку там живут и работают люди, у нас принят закон о принудительном
выкупе. И если хозяева не объявятся, то мы просто не можем бросить работающих там людей, поэтому будем наводить порядок».
Прецедент уже есть — в конце августа приставы наложили арест на гостинично-оздоровительный комплекс «Таврия», собственником которого является «ПриватБанк» Коломойского. Вслед за этим было описано имущество и проведено изъятие документов в санатории «Форос», также принадлежащему украинскому олигарху. Но сделано это было, по словам Константинова, исключительно для получения денег на выплаты задолженности пострадавшим крымским вкладчикам «ПриватБанка». Всего в списке объектов имущества Коломойского в Крыму, подлежащего национализации, 89 объектов. «Мы не занимаемся специально поиском олигархов и их имущества, для того, чтобы его национализировать, — поясняет Константинов. — Такой задачи никто не ставит, конечно».
Другое дело санатории и дома отдыха наподобие гурзуфских имений Азарова. Где сейчас находится Николай Янович, подавший в отставку с поста премьера еще в январе и впоследствии покинувший Украину, неизвестно, хотя не исключено, что в Австрии, где у них сыном есть кое-какой бизнес (позже МВД Украины нашло у семьи Азарова недвижимость в элитном поселке Московской области). Правда, в сентябре австрийская прокуратура заморозила активы Азарова-младшего, заподозрив того в отмывании денег, да и сам глава семейства объявлен на родине в розыск за превышение служебных полномочий, тем не менее, его крымские владения пока никуда не делись.
И не только его, надо заметить — видным крымским землевладельцем за годы президентства Виктора Януковича стал его сын старший сын Александр. Под контролем «семьи» к тому моменту, когда Янукович-старший расстался с золотым батоном и дал деру в Россию, находились сотни метров заповедных крымских пляжей и куча элитной недвижимости. Это при том, что за Виктором Федоровичем, как за главой государства, были зарезервированы четыре госдачи с закрытыми пляжами.
Помимо этого «семья» успела оприходовать бывшую база отдыха «Мыс Айя» с прилегающими территориями, включая собственно сам мыс, пляжи и горы, которые были выкуплены фирмами, связанными с Александром Януковичем. Общая площадь владений «семьи», на которые посторонним вход, понятное дело, был заказан, в окрестностях Севастополя составляла 5,8 гектара. К этому нужно приплюсовать «чайный домик» — роскошную виллу в поселке Отрадное (Массандра), ради строительства которой были засыпаны старинные винные подвалы, и прилегающий к ней санаторий «Дельфин», которые контролировали бизнес-структуры, аффилированные с Януковичем-младшим.
Один из объектов «семьи» уже привлек внимание российских властей. Как заявлял в апреле председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты России Павел Пожигайло, из дачи Януковича в Балаклаве планируется сделать музей подводной археологии.
За богатейшим человеком Украины, миллиардером Ринатом Ахметовым, помимо «Ай-Даниля» в Гурзуфе, числится усадьба «Новый Кучук-Кой» в поселке Парковое в Симеизе со 120-метровым пляжем. Другому олигарху, Константину Григоришину, принадлежит на ЮБК около 100 гектаров земли, однако, раз уж бизнесмен вызвался помогать россиянам создавать игорную зону в Крыму, вряд ли его собственность попадет под национализацию.
Константинов не устает успокаивать олигархов, дескать, специальной задачи отобрать их имущество власти Крыма перед собой не ставят, но при этом оставляет за руководством республики пространство для маневра. «Другое дело, — говорит он, — что есть незаконно приватизированные вещи. С этим мы разбираемся — кто, как купил. Если все честно, справедливо было заплачено бюджету Крыма, то никаких вопросов нет. Пусть работают и пусть процветают».
Отдельный вопрос с «недостроями», к которым, к слову, относится так и не законченный особняк Януковичей на мысе Айя. «Будем вступать в диалог с хозяевами, пусть присылают своих представителей, обозначают свои планы, — поясняет Константинов. — Пусть или достраивают или продают кому-то, чтобы это не мешало людям».
Продолжавшийся на протяжении более 20 лет дерибан крымской земли нынешним властям автономии придется расхлебывать очень долго, если они вообще за это возьмутся. По крайней мере соратник Константинова, крымский премьер Сергей Аксенов еще в марте обещал, что незаконно приобретенные поместья олигархов и госчиновников вернутся в республиканскую собственность. Кое-что в этом направлении, если не брать в расчет имущество Коломойского, уже сделано — в сентябре Окружной административный суд Крыма отменил незаконное решение Гаспринского поселкового совета, которым еще в 2010 году под строительство жилого дома в частные руки было передано 15 соток земли Ялтинского горнолесного природного заповедника.
А вот об охотничьем хозяйстве «Кедр», которое было зарегистрировано в киевской резиденции Януковича «Межигорье» и объединяло ближайших соратников бывшего президента, пока ни слуху ни духу. Одним из совладельцев «Кедра», между тем, является российский миллиардер Владимир Евтушенков, недавно временно посаженный под домашний арест за незаконную приватизацию предприятий башкирского ТЭК. Пару лет назад в Крыму разгорелся скандал, когда «Кедр» получил в пользование восемь тысяч гектаров земли на ЮБК, включая Аю-Даг (Медведь-гору). Землю в итоге вернули, но что сейчас происходит с хозяйством и каков состав его участников, неизвестно.
По материалам lenta.ru