НБУ начал продажу золота из своих резервов
За последний весенний месяц он продал 2,8 т (90 тыс. тройских унций) драгоценного металла на сумму около $ 113 млн
В мае НБУ, впервые с 2004 г., начал распродавать запасы золота из своих официальных резервов. За последний весенний месяц он продал 2,8 т (90 тыс. тройских унций) драгоценного металла на сумму около $ 113 млн, сообщили в регуляторе. В итоге объем драгметаллов в резервах сократился до 40,12 т.
В последний раз Национальный банк избавлялся от золотых запасов в августе 2004 г. Его официальные золотые резервы уменьшились в тот период примерно на 4 т (130 тыс. тройских унций), что соответствовало на то время $ 50 млн. С тех пор регулятор лишь наращивал запасы драгметалла. Всего за 10 лет — с июля 2004 г. — в закромах НБУ появилось приблизительно 20 т золота. Об этом сообщает информ-группа ALIS.
Не как инвестор
На первый взгляд, причин для продажи золота у Нацбанка не было. Во-первых, отмечает начальник отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке ИК Concorde Capital Юрий Товстенко, пиковых значений стоимости золота, что давало бы смысл продавать драгметалл, в мае не наблюдалось.
Напротив, цена на золото достигла пика 14 марта ($ 1385 за тройскую унцию), затем обвалилась и с начала апреля и почти весь май держалась на одном уровне. Лишь за последнюю неделю весны она упала на 3 % — до $ 1250,5 за тройскую унцию. В результате золотой распродажи НБУ и снижения цен на драгметалл его объем в резервах снизился за месяц в денежном выражении на $ 158,9 млн, а его доля — с 12,5 % до 9 %. Однако снижение цен было временным. Как в мае, так и в июне, объясняют эксперты международных инвестиционных компаний и банков, снижение цен на золото ограничивают геополитические риски, связанные с ситуацией в Ираке и Украине.
В последний раз Национальный банк избавлялся от золотых запасов в августе 2004 г. Тогда его официальные резервы уменьшились примерно на 4 тонны
При этом российско-украинский конфликт и угроза ужесточении санкций со стороны Запада по отношению к РФ не перестают подогревать спрос Банка России на золото в качестве «страховочного актива». По данным World Gold Council, только в апреле российский центробанк приобрел 27,7 т драгоценного металла. Для сравнения: за весь прошлый год он купил 77,5 т. С другой стороны, на существенное подорожание золота также пока рассчитывать не приходится — этому препятствуют ослабление спроса со стороны Китая и замедление экономического роста в США. Поэтому цены колеблются в обе стороны вокруг отметки $ 1290 за тройскую унцию. Впрочем, полагает руководитель отдела управления ценовыми рисками на товарных и валютных рынках ИК SP Advisors Алексей Еремин, скорее всего, НБУ подходил к продаже золота не как инвестор. «Нацбанк вряд ли начал продажу золота из-за ожидания снижения цен на него, то есть едва ли уходил из золота как из инвестиционного актива», — считает финансист.
В поисках кеша
Вероятнее всего, регулятор нуждался в наличной валютной ликвидности, поэтому решил продавать золото, предполагает Еремин. Это происходило, несмотря на то, что май был плодотворным для Нацбанка с точки зрения валютного наполнения резервов. За месяц они выросли на 25,8 % — до $ 17,9 млрд благодаря получению помощи от международных финорганизаций и стран Запада. Как рассказывал ранее Степан Кубив (на тот момент еще глава НБУ), золотовалютные резервы пополнились на $ 3,2 млрд за счет средств от первого транша по кредиту МВФ, на $ 1 млрд — от размещения еврооблигаций под госгарантии США, на $ 888 млн — от Всемирного банка и на $ 255 млн — от размещения валютных облигаций внутреннего госзайма. Это существенно превышало необходимую сумму выплат по валютному госдолгу, ради которой НБУ мог бы начать расформировывать золотые резервы. Однако, предполагает Еремин, увеличивая объем валютной наличности в своем распоряжении, Нацбанк также может готовиться к возможным выплатам по газовому долгу перед Россией, переговоры по которым как раз велись в мае-июне и выплата которого, была одним из требований МВФ.
Напомним, 30 мая «Нафтогаз України» перевел «Газпрому» $ 786 млн в счет оплаты части долга. Министр энергетики РФ Александр Новак уточнил: украинская компания перечислила оплату за февраль и март, а задолженность за поставки газа на 1 апреля 2014 г. составляла $ 2,237 млрд, то есть на конец мая еще не были погашены долги за ноябрь-декабрь.
Источник: Капитал