08:00 / 26.01.2014 Экономика

Гривна в расколе

Какие деньги будут ходить на территории Украины, если страна распадется на части

Расколы хуже дефолтов

Политическая напряженность в Киеве буквально за одну неделю переросла в серию акций гражданского неповиновения по всей Украине. Часть областей выразили поддержку Президенту Украины, часть регионов организовали народные советы, отряды народной самообороны и дали понять официальному Киеву, что не намерены подчиняться приказам «преступной власти». Событийный фон таков, что вероятность раскола страны из умозрительной, стала вполне реальной, причем, в течение ближайших месяцев, если не недель.

И вот тут неизбежно возникнет денежный вопрос.  

На территории бывшей Российской империи в 17-22 годах прошлого века, в разгар гражданской войны, ходило одновременно более ста денежных единиц. Сколько людей при этом потеряли все, а сколько вмиг стали миллиардерами, неизвестно до сих пор. Из новейшей истории в памяти наверняка остались купоны, да и первые гривны больше походили на фантики, чем на настоящие деньги.

Самое время подумать, а что будет с гривной, если Украина расколется? И будет ли гривня вообще?  

По Днепру или на мелкие кусочки

Сначала о расколе. Условно линия раскола проходит по Днепру, Левобережная и Правобережная Украины, позднее, в 20 веке, УНР и ЗУНР. И сейчас такой формат раскола видится наиболее вероятным.

Но есть и другие сценарии. Сейчас видно, что наиболее четкие позиции заняли АР Крым и четыре области на Западе Украины. Несколько областей вокруг Киева колеблются, там ситуация неопределенная. Таким образом, вырисовывается, как минимум, еще два варианта раскола: на три части и на четыре.

Раскол на три части: западные регионы Украины объявляют автономию, а после – и полный суверенитет. Вторая автономия – это Крым, который наверняка усилит свою фактическую независимость от Киева. Если к нему примкнут восточные и южные регионы, восстанет из пепла то административно-территориальное образование, которое в 2004 году родилось в Северодонецке. Если позиции Юга и Востока будут мягче бескомпромиссного Крыма, очень может быть, что они примкнут к Киеву, где политические страсти, вероятно, пойдут на убыль. На территории бывшей Украины появятся две новых столицы: Львов и Харьков.

Раскол на четыре части: все то же, что и «на троих», с той лишь разницей, что, кроме Крыма и ЗУНР, Юг и Восток создадут нечто вроде альянса, а Киев постарается сохранить в орбите своего влияния несколько близлежащих областей. Столицами будут Киев, Симферополь, Львов и Харьков. Вопрос о столичном статусе Донецка выглядит спорным, судя по столичным амбициям харьковских властей.

Пока что эти сценарии гипотетические. Поэтому, в качестве фантастического дополнения, добавим еще один сценарий. Украина раскалывается, но в центре страны идет ожесточенная схватка за Киев, где сосредоточены многие важные структуры, и – главное! – хранятся золотовалютные резервы. Именно от их наличия зависит существование и котировки гривны.

 Украине могут появиться зоны евро и рубля

Раскол Украины, если и произойдет, вряд ли будет резким: утром проснулись – и единой страны нет. Куда вероятней, что процесс будет стремительным в идеологически четко позиционированных южных и западных регионах, в центре и на севере раскол произойдет постепенно, сначала федерализация, затем перетягивание суверенитетов. Как бы там ни было, одно из первых дел для независимого государственного образования – деньги.

 При расколе на две части Украину ожидает резкая девальвация гривны, но и быстрое, хотя и частичное, восстановление позиций украинской денежной единицы в той части страны, где она будет продолжать «ходить» и где останется Нацбанк с золотовалютными резервами. Вторая часть Украины, без гривны, вынуждена будет вводить эрзац-валюту на первое время, может быть, даже прибегнуть к талонам на основные продукты питания, а доллар США и евро станут основными расчетными валютами и на внутреннем рынке, как то было в Украине до введения гривны. Не исключено, останется гривна, но она будет иметь совершенно иную покупательную способность, ее курс будет жестко «привязан» к доллару США, и эта гривна обесценится значительно «глубже». Дальнейшее будет зависеть от скорости формирования органов власти, финансового регулятора (Центробанка) и золотовалютного резерва.

При расколе на три или четыре части картина будет куда пестрее. Крым может либо войти в рублевую зону, что для региона, щедро подпитываемого российскими инвестициями, закономерно, либо введет эрзац-валюту. В этом отношении, Крыму легче, поскольку центральные органы власти сформированы, и некий запас есть. Свой бюджет парламент АРК принял быстро, доходы от туризма ожидаются неплохие, так что серьезная разруха региону не грозит, хотя в первый год недостаток финансирования будет ощутимым. Западные регионы, скорее всего, попросят помощи у Евросоюза и, скорее всего, таковую получат. Это позволит сформировать небольшой резерв, ввести независимую денежную единицу (или напечатать свои гривны),  или попробовать войти в зону евро.

Юг и Восток, если не присоединятся к Крыму, номинально могут оставить в обороте гривну, но вес рубля и доллара США как валют возрастут в разы. Ориентированные на Россию, эти регионы имеют достаточно оснований для того, чтобы рассматривать вопрос о присоединении к рублевой зоне. Как минимум, рубль там будет иметь параллельное хождение. Если все-таки Крым, Юг и Восток объединятся, эти процессы пойдут быстрее.

Это если осколки Украины сразу возьмут курс на суверенитет. При варианте ползучего раскола: от перетягивания полномочий из центра на места, затем через формальную автономию к независимости, - гривна номинально еще какое-то время останется общей денежной единицей для обломков страны.

Таможенный союз и Евросоюз раскроят Украину?

Всенародное возмущение началось с демарша Украины в процессе подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС. Ранее КПУ предлагала провести референдум о том, к какому экономическому союзу лучше присоединиться. Референдум так и не был проведен, а многочисленные опросы свидетельствовали, что симпатии украинцев к ЕС и ТС разделились примерно поровну. Если Украина расколется, эти структуры забудут о ней?

Вряд ли. Во-первых, в представительство интересов и ЕС, и ТС в Украине вложены немалые средства, досадно, если инвестиции не окупятся. Во-вторых, обломкам Украины все равно придется налаживать внешнеэкономические связи. Собственно, от этих связей и будет зависеть судьба новых государств или автономий. И ЕС, и ТС не откажутся от возможности мирно разделить сферы влияния на доселе проблемной территории. По умолчанию, Таможенный союз закрепится на юге и в восточных областях, Евросоюз продолжит диалог об Ассоциации с западными областями, если те трансформируются в государство. Если на западе страны будет автономия с широкими полномочиями, сотрудничество с ЕС будет крепнуть, но больше по факту. В орбиту влияния каких союзов будет втянут Киев, прогнозировать сложно, поскольку  сейчас это форпост политических сил, которые представляют взгляды и интересы западных областей, тем не менее, во власти представлены, преимущественно, выразители интересов Юга и Востока. Не исключено, что Киев с областями станет эдаким «белым пятном», которое мало кому интересно, поскольку регион не обладает достаточными производственными мощностями и мало что производит. А подготовка к ЕВРО-2012 привела к постройке ряда объектов международного значения во Львове и Донецке, что несколько размывает статус Киева как столицы Украины. Кроме того, Киев и те области, которые останутся в сфере влияния столицы, объявят себя правопреемниками Украины. Если это произойдет, Киевское государство (назовем его так) вынуждено будет объясняться с РФ по поводу кредита в $15 млрд. и долгов за газ, что намертво привяжет «белое пятно» к России и к доллару США.

Раскольное будущее представляется не столько мрачным, сколько хаотичным. А если все же, сбудутся чаяния оптимистов, и Украина останется единой? Если проблема, вызвавшая всенародное возмущение, будет решена, гривна стабилизируется, тем более, доллар США на мировом рынке переживает не лучшие времена, да и рекордные морозы нанесли убытки экономике Соединенных Штатов. Если же это будет искусственное перемирие, стоит ожидать различных финансовых неприятностей, и девальвация гривны – только первая в этом ряду.

Лилия Фоменко