Банковская система Украины готова к кризисным явлениям, - мнение
Тема вероятного дефолта в стране весьма мифологизирована, считает Медведчук
Объективно страна может выйти из нынешнего кризиса, вступить на путь развития и преодолеть все негативные тенденции. Но если очень постараться, то можно сделать все наоборот, считает лидер Общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук.
По мнению политика, тема вероятного дефолта Украины весьма мифологизирована. На самом деле банки проводят осмысленную политику по минимизации рисков, и в целом наша банковская система готова к кризисным явлениям намного лучше, чем четыре-пять лет назад. В то же время, власть проводит совершенно противоположную политику. «Правительство продолжает наращивать (10% прироста за один только 2012 год) государственный долг в условиях, когда критически важно его сокращать. Это путь, который прошла Греция. Берем новые кредиты, чтобы погасить старые вместе с набежавшими процентами. Только с тем отличием, что Грецию пока готов финансировать ЕС. Кто будет финансировать нас?», - задается вопросом Виктор Медведчук.
Политик также напомнил, что в разгар банковского кризиса украинское правительство за деньги налогоплательщиков рефинансировало частные структуры, назначало в банки государственные администрации, которые расследовали злоупотребления прежнего руководства (а потом стало ясно, что нужно расследовать уже злоупотребления государственных администраций). «Кризис буквально «залили» бюджетными деньгами. Что, других методов не было? А если в будущем придется столкнуться с чем-то более серьезным? Это ж никакого бюджета не хватит!», - считает лидер «Украинского выбора».
При этом, по его словам, есть прекрасный опыт выхода из подобных ситуаций, только не европейский (как на Кипре), а евразийский. Казахстан в 2008–2009 годах в финансовой сфере столкнулся с проблемами, похожими на те, что стояли перед Украиной. Тоже были государственные администрации в проблемных банках. Вот только основные усилия правительства были направлены не на компенсацию долгов за счет бюджета, а на пересмотр условий проблемных обязательств. Долги зарубежных инвесторов реструктуризировали, отчасти конвертировали в акции, отчасти выкупили с дисконтом.
«Поначалу это было воспринято негативно, но потом все согласились со справедливостью подобных решений. И результат не замедлил сказаться: в 2009 году, когда у нас был обвал экономики в 15%, в Казахстане был рост – 1,2%. Небольшой, но все-таки рост. В 2010–2011 гг. – рост более 7,5% в год. В 2012-м – 5,5%. Нужно ли напоминать, что украинская экономика в прошлом году выросла на 0,2%, а в 2013-м ВВП уже падает? Ведь дело не только в том, что Казахстан находится в Таможенном союзе, имеет свободный доступ к общему рынку, а Украина – нет. Вступление Казахстана в ТС – это лишь одно из проявлений прагматизма государственной элиты. Украинская же политика сегодня – антипрагматичная, антигосударственная и антипрофессиональная. Это же является и ответом на вопрос, возможен ли в Украине дефолт», - резюмировал Виктор Медведчук.