Азаров может лишить украинцев последней надежды на нормальные лекарства
Премьер надумал поднимать отечественную фармацевтику ценой здоровья и жизни людей
С 1 марта 2013 года ассортимент импортных лекарств в украинских аптеках мог резко сократиться. Но пока что правительство предложило поставщикам и пациентам перемирие: процедура выдачи лицензии упрощается, крайние сроки отодвигаются до декабря 2013 года. Однако спокойствие – временное. Поставщики успели запастись лекарствами на несколько месяцев вперед. И очень может быть, что как раз к декабрю исчерпаются запасы импорта на складах, а Кабмин «порадует» очередной новацией, зажав поставщиков и пациентов в «тиски». Все это делается, по словам премьера Николая Азарова, ради того, чтобы «поднять» украинскую фармацевтику и дать украинцам дешевые лекарства. Но истинная цель «покращення» в фармацевтике может быть очень далекой от пожеланий удешевить украинцам борьбу за здоровье и долголетие.
Вместо исцеления Азаров предлагает украинцам дутый патриотизм
Премьер Николай Азаров проявляет повышенный интерес к фармацевтике. 4 июля 2012 года Верховная Рада приняла поданный премьер-министром законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно импорта лекарственных средств и определения термина «активный фармацевтический ингредиент»). Документ поддержали 259 парламентариев. Они исходили из благородных побуждений: Кабмин представлял документ как защиту от лекарственного фальсификата. Проект и впрямь выглядел невинно: введение четкого механизма государственного регулирования деятельности по импорту лекарственных средств, приведение всех процедур в соответствие с европейским законодательством и.т.п. Правда, еще на этапе оценки проекта в Главном научно-экспертном управлении ВР заметили, что процедура лицензирования лекарств как раз довольно четко урегулирована, в частности, статьей 16 Закона «О внешнеэкономической деятельности». А основные принципы выдачи лицензий выписаны в предлагавшемся Николаем Азаровым проекте так нечетко, что если и могли привести к какому-то эффекту, то уж никак не к четкости и прозрачности на фармацевтическом рынке.
После принятия законопроекта начались странности. Министерство здравоохранения не торопилось издавать приказ о порядке выдачи лицензий на импорт лекарственных средств, что, естественно, обеспокоило поставщиков.
Только после того, как в середине февраля 2013 года забили тревогу эксперты, поставщики, да и сами пациенты, Минздрав вывесил на сайте проект приказа, а представители ведомства подтвердили, что документ подписан. В соответствии с ним, вводится заявочный принцип получения лицензий, крайний срок получения лицензий продлен до 1 декабря 2013 года.
Все это случилось за пять дней до 1 марта – крайнего срока получения лицензий в соответствии с процедурой, которой попросту не было. Складывается впечатление, что кто-то очень хотел припугнуть импортеров. Ведь сложно поверить, что, подавая законопроект в Верховную Раду, премьер-министр не представлял, хотя бы в общих чертах, процедуру выдачи лицензий.
Вместо этого премьер активно пиарит лекарства украинского производства. «Мы научились делать отечественные лекарства не хуже импортных, поскольку наши предприятия провели модернизацию», - бодро заявил премьер 14 февраля 2013 года, посетив Украинский научно-практический центр хирургии и трансплантации эндокринных органов и тканей. Днем ранее, на заседании правительства, Николай Азаров, наконец-то заметив волнение граждан и назвав его «обоснованным», перевел разговор на более приятные, видимо, для него «рельсы», подчеркнув, что «во время лечения сложных заболеваний используются в основном лекарства импортные и дорогие», что «снижает доступность лечения». А в Украине внедрены европейские стандарты производства GМP и «теперь мы можем утверждать, что отечественные лекарства надлежащего качества, но по цене они ниже, чем импортные». Тревожные заявления он назвал «саботажем». Интернет-пользователи выдвинули версию, уж не прикупил ли друг либо родственник Азарова себе фармазводик.
Увлекшись аргументацией, премьер противоречил сам себе. «Можно ли считать нормальным, когда на наши прилавки в аптеках поступают препараты некачественные или же не с подтвержденным эффектом их действия?», - вопрошал он. Но если лекарство произведено в ЕС, где «высокие стандарты GМP», то почему Николай Азаров сомневается в качестве такого лекарства и требует дополнительного лицензирования? И если сомневается, почему эти сомнения пропадают, как только речь заходит о лекарствах, произведенных в Украине? Опять же, борясь с коррупцией на фармрынке, премьер почему-то умножает барьеры, тогда как Президент Украины неоднократно указывал на необходимость дерегуляции.
Но в выступлениях Николая Азарова на тему лицензирования импорта лекарств прослеживается четкий интерес – на расширение рынка украинских лекарственных средств за счет сжатия доли импортных. «В аптеках только 20% лекарств украинского производства», - жалуется премьер. И, конечно, все это упаковывается в заботу о народе в виде снижения цен и удешевления борьбы за собственное здоровье.
Скупой экономит деньги, но платит здоровьем
Трогательная забота Николая Азарова о кошельках украинских граждан нашла свое воплощение в виде программы частичной компенсации стоимости лекарств для гипертоников. Преподнесено это было как удешевление лекарств. Ранее премьер пытался сразить людей эффектным снижением цен на лекарства, введя предельные ставки аптечных наценок на них.
Однако директивами снизить цены удалось только на отечественные лекарства и на некоторые импортные. За 2012 год удалось снизить цены на лекарства для гипертоников только на 12%. Львиная доля импорта зависела от курсов евро и доллара США на мировом и украинском валютных рынках, а также от стоимости лицензии и проверок на качество в Украине. А покращення» жизни для гипертоников привело к тому, что людей насильно привязали к отечественным лекарствам. Если бы эти лекарства, как уверяет премьер, были «не хуже импортных», то все бы было прекрасно. Но, проведя испытания на собственном здоровье, украинские пациенты были неприятно поражены. «Наши стоят дешево, но плохо переносятся в отличие от импортных, где очистка лучше», - такое мнение высказывает один из пациентов. Между тем, в форумах появляются постыв и целые статьи о неэффективности импортных лекарств, о мафии медпредставителей и о качественных украинских лекарствах, которые значительно дешевле импортных. Но народ, по понятным причинам, их не берет. Показателен и скандал с вакцинами, произведенными в соответствии с европейскими стандартами качества GNP. Проверки предприятия выявили ряд нарушений именно с точки зрения качества продукции.
Расчет премьера был прост: дешево прославиться. С одной стороны, снижение цен на и так дешевые лекарства (в среднем, от 30 коп. до 3 грн.), что значительно сокращает расходование средств из Госбюджета на частичную компенсацию стоимости лекарств некоторым категориям больных. С другой, стимулирование украинской фармацевтической отрасли. Не исключено, что украинские предприятия, вложившись в «модернизацию» под обещания искусственно расширить долю на рынке, теперь требуют выполнения обещаний, - деньги-то затрачены немалые. И Николай Азаров ради собственного пиара производит зачистку рынка, создавая комфортные условия для украинских производителей.
Поставщики уже обсуждают «серые» схемы
Лекарства уже начали исчезать. Только за 2012 год с украинского рынка «ушли» около 15% препаратов для лечения детской онкологии. Тревогу забила Американская торговая палата. Представители этой организации заявили, что в Украине пока что нет мощностей и ресурсной базы для организации производства лекарств на мировом уровне, а многие «действительно качественные лекарства»№ не имеют аналогов в Украине. «Дополнительные барьеры, выстраиваемые с благой целью контроля импорта, могут очень навредить и, в конечном итоге, закрыть рынок Украины для качественных импортных лекарств», - отметил президент Американской торговой палаты Хорхе Зуковски в комментарии украинским информагентствам. Особенно удивило бизнесменов, что с ними никто эти нововведения не обсуждал.
Между тем, украинские импортеры лекарств уверены, что лицензирование импорта – это еще один источник поборов, и что цены на импортные лекарства вырастут, а сами препараты могут оказаться в дефиците. Это, безусловно, расширит долю украинских аналогов на внутреннем рынке, но и приведет к росту заболеваемости за счет побочных эффектов от препаратов, а также будет способствовать спекуляциям на фармрынке и расширению «теневых схем».
Схемы эти уже активно обсуждаются на профессиональных форумах. Противоядие – ввоз мелкими партиями и продажа не через аптеки, а через врачей, при этом, завозить будут «водители автобусов, маршруток». Естественно, без лицензии и без контроля качества. «Наше государство не хочет закупать лекарства от лейкемии, а чтобы был повод – не лицензирует. Больным остается либо помирать, либо заказывать за свой счет из Европы или из России». Эта схема легальнее, чем через врачей, но обойдется примерно в $7-10 за пересылку. То есть, так или иначе, импортные лекарства подорожают. И больным придется платить за несертефицированный товар, нередко за фальсификат, сделанный в Украине либо ввезенный по «серой» схеме.
И все это ради того, чтобы премьер-министр Николай Азаров на одном из заседаний Кабмина сказал несколько фраз про «покращення» в обеспечении украинцев дешевыми и качественными украинскими лекарствами.
Анна Полетаева