17:10 / 15.11.2012 Экономика

Валютное ноу-хау украинских олигархов-менял

Президент и НБУ сломали схему обогащения олигархов – сырьевых экспортеров, которые собрались обрушить гривну под выборы ради получения сверхприбылей

 

Парламентские выборы-2012 в Украине стали самыми дорогими за все 20 лет независимости государства. Они же могли принести украинским олигархамсырьевым экспортерам – баснословные прибыли. Речь идет почти о 5 млрд грн. Но на сей раз – вряд ли получится.

Валютные «качели» для удовольствия «менял»

В Украине пресечена крупная финансовая афера объемом почти 5 млрд грн. Президент Украины в четверг, 15 ноября, подписал поправки в Закон, позволяющие Нацбанку Украины требовать от экспортеров обязательной продажи части валютной выручки. Фактически НБУ, инициировавший эти поправки, может поздравить себя с победой: глава государства принял взвешенное решение, которое сломает украинское «ноу-хау» – схему сверхобогащения олигархов-менял в ущерб интересам страны.

Зарабатывать на политических сражениях, играя курсом гривны, обваливая ее под выборы,это изобретение украинских экспортеров, которые ради умножения прибылей вспомнили свое бурное прошлое и стали еще и валютными «менялами». Если проанализировать котировки гривны в течение последних лет, то четко прослеживается тенденция ослабления гривны перед выборами и некоторое время после выборов. Политические риски и политическая нестабильность могут спровоцировать усиление спроса на доллар США, прежде всего, на наличном рынке. Если это явление усиливается серьезными экономическими проблемами в стране и внешним негативным воздействием, вполне объяснимо некоторое ослабление курса гривны. Но такие совпадения бывают не всегда под выборы, а гривна уже традиционно слабеет в преддверии всенародного волеизъявления.

Валютные «качели», которые устраивают экспортеры-менялы, для экономики Украины страшнее самого глубокого мирового кризиса. Если проанализировать динамику колебаний цен на наличный доллар США за последние 8 лет, то четко прослеживается взаимосвязь между выборами и стоимостью американской валюты в украинских гривнах. Так, в 2004 году на фоне сложных президентских выборов в три тура доллар США дорожал почти до 6 грн. за единицу, парламентские выборы взвинчивали цены на доллар США в 2006 году и до 8,16 грн. Последние по хронологии выборы – парламентские в октябре 2012 года – подняли курс до 8,30 грн. Причем в 2004 и 2006 годах не было серьезных внешних негативов, которые могли бы столкнуть гривну вниз. Заметный обвал гривны был в 2008 году на фоне серьезнейшего мирового финансового кризиса. Тогда украинская валюта обесценилась почти до 9 грн. Сейчас цены подбираются к той «яме».

Получается, причины разные – результат один. Однако логичнее предположить, что истинная причина девальвации гривны на фоне выборов одна: получение сверхприбылей «из ничего».

По различным оценкам, парламентские выборы 2012 года обошлись инвесторам в $1 млрд. Финансово-промышленные группы в Украинеэто, преимущественно, экспортеры. Именно они располагают достаточными капиталами, чтобы тратиться на поддержку политических партий. В частности, объемы экспорта СКМ за 2011 год составили около 130 млрд грн. Ежемесячная выручка валютных экспортеров составляет $4-6 млрд. Вкладывая средства в политические проекты, экспортеры не против их вернуть после завершения предвыборной гонки. Для них выборы: чем чаще – тем лучше.

Миллиарды из воздуха

В ноябре 2012 года, сразу после завершения парламентских выборов, гривна заколебалась и упала ниже психологической цены в 8,30 грн. за 1 доллар США. До этого гривна заметно колебалась в сентябре 2012 года. И если бы не экстренные меры НБУ, вплоть до жестких санкций против спекулянтов, возможно, украинская денежная единица сейчас упала бы и до 9 грн., и до 10 грн. за 1 доллар США. В сентябре причиной снижения гривны стали гривневые кредиты от НБУ в объеме 3,8 млрд грн., которые были направлены не на инвестирование в украинскую экономику, а на скупку долларов США. Можно было бы считать, что это проявление элементарной жадности. Но колебания гривны в ноябре 2012 года наводят на мысль, что сентябрьская «лихорадка»всего лишь апробация схемы. И не зря. В ноябре доллар США дорожал так же, как и в сентябре – только на межбанке. Цены на наличные доллары США, обычно обгонявшие безналичку, отставали в среднем на 7-11 коп. Участники торгов на межбанке анонимно и осторожно высказывали предположение, что вокруг доллара США искусственно создается ажиотаж: гривну толкают вниз небольшие банки, контролируемые крупными экспортерами. Эти банки делают заявки на покупку долларов США по завышенному курсу. Комментируя сентябрьское проседание гривны, глава НБУ Сергей Арбузов отметил, что «мы наблюдали повторение картины 2008 года, когда два банка гоняли между собой $1000, докручивая курс до 10 грн. за один доллар». Судя по отзывам участников торгов на межбанке в ноябре, механика «спуска» гривны сейчас аналогичная.

По самым скромным оценкам, играя на разнице в курсах до и после выборов (7,90 грн. и 8,50 грн. за единицу соответственно), на $1 можно заработать около 60 коп. По информации НБУ, на авуарах украинских экспортеров скопилось около $9 млрд. На этой сумме можно «накрутить» 4,5 млрд грн. практически из воздуха. Но решение Президента – предоставить НБУ возможность обязывать экспортеров продавать часть валютной выручки. Эта мера позволит полностью покрыть даже ажиотажный спрос на доллары США, включая наличный рынок, и стабилизировать гривну. Следовательно, «наварить» на выборах и курсовой разнице экспортерам-менялам не удастся. Значит, битва выиграна?

Жадность сырьевых экспортеров губит Украину

Экспортеры не отказывались от возможности вспомнить свое, нередко «валютно-меняльное», прошлое и поиграть с курсами. Но сейчас они не просто «отбивают» затраты на выборы, но и стремятся компенсировать убытки от сокращения спроса на их продукцию на мировом рынке. Фактически они борются за выживание, правда, странными средствами, нанося ущерб экономике своей страны. Тоже, кстати, украинское ноу-хау.

Европейский долговой кризис углубляется, что сказывается на спросе на традиционные экспортные товары из Украины. Импорт товаров в Украину за январь-сентябрь 2012 года превысил экспорт на более чем $11 млрд. В течение первых шести месяцев 2012 года украинский экспорт в страны ЕС сократился на 13,7%. Заметнее всего упал спрос на базовые экспортные украинские товары – металлопрокат и химию. Стабильная гривна не позволяет украинским экспортерам конкурировать, снижая цены на товары, тогда как именно цена является основным критерием выбора поставщика полуфабриката. По итогам сентября 2012 года, объемы производства в Украине упали на 4,7%. Здесь экспортерам и пригодились «меняльные» схемы – чтобы частично компенсировать убытки.

У Нацбанка Украины другие задачи – обеспечивать стабильность финансовой сферы, в частности гривны. И сейчас Нацбанк делает все, чтобы удержать гривну. В частности, из золотовалютных резервов (далее – ЗВР) на поддержание гривны было истрачено только в октябре 2012 года $1,8 млрд. От критического уровня ЗВР отделяет жидкий барьер в два с лишним миллиарда долларов США. Истощая ЗВР, Национальный банк формирует арсенал инструментов, которые бы позволили сдерживать деструктивные тенденции на валютном рынке без «кровопусканий» из валютных закромов. Но такая ситуация в корне не устраивает экспортеров, для которых очень выгодна «низкая», слабая гривна. То, что населению придется платить больше, их, похоже, не беспокоит. Зато крайне беспокоит сохранение собственных сверхприбылей.

По непроверенной информации, представители экспортеров пытались сделать все, чтобы Президент не подписал закон об обязательной продаже части валютной выручки. Отчасти аргументация экспортеров прозвучала во время обсуждения новации в Верховной Раде. В частности, представитель фракции БЮТ-Б Иван Кириленко сказал следующее: «На стабильной гривне сегодня экспортеры, это их мнение и мнение аналитиков, конечно, теряют. Себестоимость продукции не выдерживает конкуренции даже на традиционных рынках сбыта… где мы все время занимали довольно комфортное положение… Нам все сложнее и сложнее конкурировать. Вопрос понятен. Девальвация гривны, наверное, неизбежна для того, чтобы поддержать на плаву экспорт».

Метания экспортеров были бы понятны, если бы они развивали свои отрасли. Но, финансируя производство за гривны и получая прибыль в долларах США, экспортеры предпочитают не вкладывать средства в развитие отраслей, в экономику Украины, а уводить их в оффшоры. По оценкам главы НБУ и представителей оппозиции, на авуарах украинских экспортеров скопилось от $10 млрд до $13-14 млрд. В принципе, никто не мешал подготовиться к нынешнему падению спроса на металлопродукцию и продукцию химпрома. Еще в 2008 году правительство Украины акцентировало внимание экспортеров на необходимости модернизации производства, экспорта не полуфабрикатов (где конкуренция высока), а изделий и переориентации на внутренний рынок. По данным Госкомстата Украины, за 9 месяцев текущего года экспорт черных металлов из Украины по отношению к аналогичному периоду 2011 года составил 86%, а экспорт изделий из черных металлов составил 103%, т. е. вырос. Увеличились объемы экспорта машин и механизмов, электротехнического оборудования (103,5%). Времени наладить производство не полуфабриката, а готовой продукции было более чем достаточно – 4 года. Но вместо того, чтобы подготовиться к кризису и смягчить падение спроса, экспортеры предпочитают переложить проблемы с больной головы на здоровую. Этому препятствует НБУ. И Президент Украины подписанием соглашения с Кипром об устранении двойного налогообложения также перекрыл каналы отвода колоссальных средств в оффшоры.

Гривне надо выйти из «подполья»

Экспортеры не замедлят ответить. Возможна даже дестабилизация работы Верховной Рады, без одобрения которой НБУ будет сложно (практически невозможно) продолжить ломку «серых» схем обогащения в ущерб интересам государства. Не исключено, следующим шагом Нацбанка Украины может стать конвертация гривны. По крайней мере, системное выстраивание регулятором позитивного имиджа нацвалюты говорит о подготовке к такому шагу.

Конвертируемая гривна решила бы сразу несколько проблем. Во-первых, экспортеры вынуждены были бы фиксировать прибыли в гривне, что навсегда сломало бы «меняльную» схему получения сверхприбылей, устранило бы серьезный фактор давления на украинскую денежную единицу и способствовало бы дедолларизации украинской экономики. Помимо прочего, гривна была бы стабильнее, и на поддержание этой стабильности не пришлось бы тратить значительные суммы из ЗВР. Во-вторых, Украина выиграла бы от свободно конвертируемой гривны в том плане, что без привязки к доллару США украинская продукция на мировом рынке могла бы быть значительно дешевле, а экспортерам это позволило бы проводить более гибкую ценовую политику и более оперативно реагировать на тенденции и внешних рынков. В-третьих, стабильная и с высоким процентом доходности гривна (поскольку валюта все-таки рисковая) привлекла бы инвесторов в Украину. Особенно если появится возможность для нерезидентов открывать счета в Украине, разумеется, в гривне. При этом валютный рынок Украины стал бы более проницаемым для воздействия внешних факторов, того же европейского долгового кризиса и связанной с этим рецессии в еврозоне. Однако, как считает эксперт Центра структурной политологии «Выбор» Лилия Брудницкая, «так или иначе, украинская экономика ощущает воздействие европейского кризиса. Жесткая сцепка гривны с долларом США приводит к зависимости украинской денежной единицы от колебаний доллара на мировом рынке, и котировки гривны практически не отображают реальной экономической ситуации в стране, отыгрывая тренды внешних рынков. Но мы можем наблюдать, что в той же еврозоне на фоне слабеющего евро достаточно уверенно себя чувствуют британский фунт и швейцарский франк, ориентированные на экономики этих стран. Не случайно в самой проблемной стране ЕС – Греции – периодически вспыхивает дискуссия об отказе от единой евровалюты и возврате к драхмам. Если гривна станет свободно конвертируемой, мы будем сильнее ощущать воздействие мировых экономических процессов, той же рецессии, в то же время экономическая ситуация в Украине будет выступать в качестве поддерживающего фактора. И в целом гривна вполне способна быть достаточно стабильной конвертируемой валютой. По большому счету, даже негативный сценарий – резкое снижение гривны при переходе к свободной конвертации – пошел бы на пользу украинской экономике, стимулируя экспортеров активнее искать новые рынки сбыта, а правительство – наконец-то начать переходить от экспортно ориентированной к инновационной модели, на первом этапе – хотя бы в виде развития собственного производства в целях сокращения объемов импорта».

Но это – будущее. А пока что доллар США пошел на снижение, гривна укрепилась. Экспортеры-менялы потерпели поражение.