Страх девальвации гривны весьма обоснован, - эксперты
Причин для девальвации национальной валюты немало
Что бы ни говорили высокие чины из НБУ и Кабмина, причин для девальвации национальной валюты немало, пишут СМИ.
Страна имеет двойной дефицит, прежде всего, «прореху» во внешней торговле, которая увеличивается из-за того, что объем импорта растет бóльшими темпами, нежели экспорт. Так, по данным Госстата, дефицит торгового сальдо Украины постоянно увеличивается. «Существует небольшая вероятность того, что Украине удастся найти альтернативные источники для финансирования внешнего дефицита, например, прямые кредиты от России, Китая и других стран, что позволит на некоторое время удержать курс на нынешнем уровне. Но это лишь оттянет время, и не решит проблему с «дыркой» в торговом балансе в размере пяти-шести процентов ВВП», — считает управляющий инвестиционными и пенсионными фондами КИНТО Николай Мягкий.
На этом фоне продолжает расти дефицит сводного платежного баланса и дефицит счета текущих операций. Это, по мнению экспертов, связано с оттоком доходов по иностранным инвестициям на фоне замедления мировой экономики. Например, согласно данным Национального банка, текущие трансферты за первое полугодие нынешнего года составили 1,46 млрд долларов, что на 24% меньше аналогичного периода 2011-го. Прямые инвестиции тоже упали почти на 17% — с 3,3 млрд долларов за январь-июль прошлого года до 2,76 млрд долларов за шесть месяцев года нынешнего.
К слову, согласно исследованиям GfK Ukraine, сегодня две трети сограждан ожидают девальвации. И эти настроения приводят к увеличению чистого спроса на наличную инвалюту. Так, за семь месяцев нынешнего года население скупило у банков валюты в эквиваленте 12,4 млрд долларов, в то время как продало на 3,7 млрд долларов меньше. А финучреждения со своей стороны, готовы получать гривню любой ценой, устанавливая ставки по депозитам на уровне 25% и даже 29–30% годовых. Также, по наблюдениям экспертов, сейчас массово происходит конвертация национальной валюты в товары, в том числе длительного пользования.
Определенную роль в удержании валютного курса стабильным может сыграть подписанное в июне соглашение о двустороннем свопе между Национальным банком Украины и Народным банком Китая в эквиваленте 2,36 млрд долларов. Этот договор позволит проводить операции между партнерами обеих стран в их нацвалютах, минуя конвертацию в доллар. Подобное соглашение НБУ хочет заключить и с Центробанком России.
Хотя регулятор продолжает ратовать за стабильный курс, в НБУ всё чаще говорят о том, что пришло время отпускать нацвалюту в свободное плавание. По словам Елены Щербаковой, Украина уже в обозримом будущем начнет переходить к гибкому курсу. Изменения валютной политики в сторону ее бóльшей гибкости требует и Международный валютный фонд.
По мнению экспертов, если отпускать курс гривни плавно, резкой девальвации не произойдет. Так или иначе, нынешние темпы инфляции позволяют постепенно либерализовать курс без пагубного влияния на цены, ведь сейчас рост потребительских цен в нашей стране чуть ли не самый низкий в Европе. Например, таким путем пошла Польша, которая использовала систему плавающих валютных курсов и реализовала политику таргетирования инфляции с предельным значением в два процента. И хотя аналитики считали, что подобная политика тормозит рост экономики, в 2009 году Польша оказалась одним из немногих государств с позитивной динамикой реального ВВП (он вырос на 1,6%, а в Украине упал более чем на 15%).
«Ключевыми предпосылками каких-либо движений валютного курса будет экономическая и социальная целесообразность. Пока страна неплохо обслуживает валютные обязательства, да и доступ к заемному финансированию имеет высокую зависимость от стабильности национальной валюты, фиксированный курс необходим», — полагает начальник сектора рыночных исследований Украинского кредитно-рейтингового агентства Виктор Шулик.
Ева Лионова