Малый бизнес на 20-й год независимости Украины начал читать законы
Предприниматели надеются на развитие кооперации с крупным бизнесом
За годы независимости украинские предприниматели многое повидали – рэкет, крышевание, растаможку товара на границе по несколько дней. Условия ведения бизнеса постепенно менялись, приобретая некую более-менее цивилизованную форму, но и на сегодняшний день они все еще не отвечают потребностям и ожиданиям предпринимателей. Поэтому доля малого и среднего бизнеса у нас остается крайне низкой, по сравнению с развитыми странами – всего до 15%, тогда как в США, например, на долю мелких предпринимателей приходится до 80% ВВП. «Багнет» опросил предпринимателей о том, как они оценивают изменения бизнес-среды в Украине за годы независимости и какого развития ожидают в перспективе.
Ярослав Рущишин, генеральный директор львовской компании «Троттола»
Нельзя говорить, что ничего не изменилось к лучшему. Помню, как в начале своей карьеры по 5 дней простаивал на таможне, чтобы растаможить товар. А сегодня на это уходит 2-3 часа. Конечно, это прогресс. Но по сравнению с европейскими странами этого мало. Чтобы быть конкурентоспособными, мы должны опережать их в инновациях. Чтобы предприниматель работал, он должен чувствовать себя защищенным. Причем не только перед бюрократическим аппаратом, но и перед различными катаклизмами.
У нас этого еще нет. Остаются большие проблемы с экономическими свободами. В отношениях с бизнесом государство все еще занимает такую позицию, что вы должны сперва заплатить налоги, а потом уже зарабатывать. Так быть не должно.
Вячеслав Кредисов, председатель объединения предпринимателей «Новая Формация»
Самое главное, что у нас все-таки отдельная страна. А для развития предпринимательства государство должно еще многое сделать. Фактически у нас сегодня остался в стране только мелкий и очень крупный бизнес, тогда как во всем мире основой является средний бизнес. У нас его практически нет, как и нет среднего класса.
И, что показательно, у нас предприниматель не входит в число популярных профессий, видов деятельности, которыми хотела бы заниматься молодежь. Все хотят быть юристами, то есть адвокатами, прокурорами, судебными работниками. Если посмотреть на европейские страны, в той же Германии, Австрии люди стремятся к тому, чтобы открыть какой-нибудь небольшой семейный бизнес. Например, частную гостиницу, магазинчик или еще что-нибудь. Нам для кардинальных перемен надо уйти от зарегулированности предпринимательской деятельности. Это неправильно, когда бизнес на каждом шагу должен спрашивать разрешения.
Евгения Авангала, частный предприниматель
Я занимаюсь предпринимательской деятельностью с 2006 года. Если сравнивать условия, когда я начинала, и сейчас, то стало на порядок сложнее. И к чему в итоге мы придем – непонятно. Перспективы смутные. Налоговая нагрузка на мелкого предпринимателям непосильная. Он платит на общей системе единый социальный взнос в размере 34,7% и 15% налог на доходы. В недавних изменениях к Налоговому кодексу правительство сперва планировало уменьшить нагрузку, чтобы предприниматель мог платить взнос исходя из минимальной заработной платы, но в итоге эта норма исчезла из закона. Остаются еще проблемы по работе с НДС, с юридическими лицами. То есть сложностей много и не видно, чтобы кто-то шел навстречу малому бизнесу. Сейчас предприниматели поставлены в такие условия, что единый налог воспринимается ими как манна небесная. Но это неправильно. Как по мне, что общая, что упрощенная система налогообложения, обе должны быть одинаково доступны, с адекватным процентом налогообложения. Если бы на общей системе была нормальная нагрузка, то никто не держался бы за единый налог.
Игорь Гурняк, председатель координационного совета Ассамблеи общественных
организаций малого и среднего бизнеса в Украине
За 20 лет независимости мы так и не научились пользоваться всеми преимуществами свободы нашего государства. Мы имеем коррупцию, политиканство, бедность. Ни одно правительство за все это время не провело структурных реформ. То, что было в 90-х, фактически осталось, только изменило вид. Но есть и одно достижение – изменение в сознании предпринимателей.
Сейчас, я считаю, вырос процент людей, которые из формальных граждан Украины стали настоящими гражданами, то есть интересуются тем, что происходит вокруг, готовы брать ответственность. Люди, наконец, начали интересоваться и отстаивать свои права. Раньше на Конституцию многие смотрели, как на формальный документ, а сейчас предприниматели начали ее читать, судиться с государственными органами власти и апеллировать к законам. Тут помогло, в частности, принятие Налогового кодекса, который заставил предпринимателей разбираться и читать эти талмуды по 600 страниц.
Александр Чумак, председатель Ассоциации частных работодателей
Мы через многое прошли. Помню начало 90-х годов, так называемые «мохнатые» 90-е, когда кроме как за «крышу» никто ничего не платил. За 20 лет мы научились платить налоги, вышли на цивилизованный порядок работы. Конечно, остается высокий уровень коррупции, но мы верим, что он будет снижаться.
Наш бизнес научился выживать в условиях кризиса: мы пережили два серьезных кризиса 1998 и 2008 годов. Научились приспосабливаться и ориентироваться в крупной экономике. На мой взгляд, постепенно у нас будет происходить кооперация малого бизнеса с крупным бизнесом, мы будем теснее работать, сможем предлагать товары и услуги, которые сейчас крупный бизнес закупает за границей. В конце 2010 года «малыши» и «середняки» показали, что предприниматели являются самой активной частью населения, а чиновники поняли, что без них страна не сможет развиваться. Теперь надо научиться отстаивать свои интересы и наладить диалог с властью. Думаю, что 20 лет переходного периода, наконец, закончились, мы выйдем из ямы, когда проходил постоянный передел имущества и политического влияния. Сейчас есть предпосылки того, что мы можем реально провести реформы в стране.
Светлана Сугак