В Черном море россия ведет себя, как обычный разбойник, - мнение
Согласно любому разумному определению, российская блокада морской торговли с Украиной в Черном море приравнивается к пиратству или, по крайней мере, к угрозе пиратства. Реакция международного сообщества была неутешительной.
«Приняв неявные угрозы России потопить торговые суда под иностранными флагами в международных водах, мы позволили Кремлю успешно шантажировать мир. Этот шантаж продолжается», - пишет в статье для Центра европейских политических анализов ( CEPA ) бывший специальный представитель США в переговорах по Украине Курт Волкер.
Он напоминает, что 29 мая министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «Если все останется так, как есть, а судя по всему, так и будет, то нужно будет исходить из того, что соглашение больше не действует». Это заявление прозвучало всего через 12 дней после продления на два месяца ранее заключенного зернового соглашения, согласно которому тонны украинского зерна могут экспортироваться кораблями на мировые рынки при условии, что суда следуют специально определенным «зеленым» коридором. А перед входом в пролив Босфор пройдут инспекцию ООН, России, Украины и Турции. Допускаются только "балкеры" и "танкеры", но не контейнеровозы.
Даже когда зерновое соглашение работает в нормальном режиме, гарантируя ограниченный поток экспорта зерна, оно создает правовую ширму, которая легитимизирует военные действия России по блокированию всех других видов украинского экспорта морским путем. Волкер отмечает, что российские угрозы – это не просто слова. Российские военные корабли устанавливают морские мины и обстреливают ракетами коммерческие суда, независимо от того, под каким флагом они направляются в украинские порты или пытаются их покинуть.
«Зерновое соглашение дает России беспрецедентную роль в надзоре за судоходством в Черном море, несмотря на то, что она имеет законные права лишь на 10% побережья Черного моря и является участницей Конвенции Монтре, которая была разработана для обеспечения свободы торговли через проливы Босфор и Дарданеллы. Конвенция возлагает на Турцию, а не на Россию, роль гаранта того, что свобода судоходства не будет нарушена», – подчеркивает американский дипломат.
Он убежден, что пора прорвать российскую блокаду. Волкер перечисляет шаги, которые следует предпринять, чтобы добиться этого прорыва.
На политическом уровне США, Великобритания, Нидерланды, G7, ЕС и все союзники НАТО должны потребовать от России немедленно отказаться от косвенных угроз нормальному коммерческому судоходству в международных водах Черного моря и заявить о своем требовании немедленно открыть украинские бизнес-порты. Эта политика должна быть подкреплена рядом практических дипломатических, экономических и гуманитарных шагов.
Во-первых, западные союзники и Украина должны начать прямой диалог с Турцией по поводу практических мер по восстановлению договорной роли Анкары в обеспечении свободы судоходства через проливы.
Во-вторых, для облегчения гуманитарной проблемы, создаваемой морскими минами (некоторые из которых были сняты с якоря и теперь свободно плавают в Черном море), необходимо увеличить возможности в сфере разминирования. Особенно важны беспилотные суда для разминирования.
«Украина ожидает тральщики от Великобритании. Но Нидерланды, Германия, Канада и США имеют возможности для оказания помощи в разминировании. Особо важными остаются специальные беспилотные суда. Поскольку ни одна из этих стран не выступает воюющей стороной в войне, при поддержке Турции такие суда можно было бы разместить непосредственно в Черном море для гуманитарного разминирования или, если это облегчит транзит через проливы, передать их Румынии как избыточное оборонное имущество», – предлагает Волкер.
Румыния одновременно и союзник НАТО, и прибрежное черноморское государство, которое могло бы проводить операции по разминированию из своего порта в Констанце. В качестве альтернативы входу в Черное море через проливы некоторые суда для разминирования могли бы также зайти в румынскую часть Черного моря транзитом по реке Дунай.
В-третьих, в рамках Конференции по восстановлению Украины правительства должны создать программы страхования от военных рисков для судоходных компаний, осуществляющих прямую торговлю с Украиной. Страхование должно покрывать как суда, так и грузы. Хотя крупнейшие мировые компании все еще могут отказаться от участия, многие судоходные компании, которые уже пользуются зерновым коридором, будут заинтересованы в расширении своей торговли при условии, что они будут полностью застрахованы.
В-четвертых, страны НАТО должны участвовать в операциях по обеспечению свободы судоходства в международных водах Черного моря с целью соблюдения принципа беспрепятственного транзита. Они могут принимать ограниченные контингенты Турции, Болгарии и Румынии, поскольку это члены НАТО с доступом к черноморскому побережью.
«Или другие члены НАТО могли бы временно вводить суда в Черное море для таких целей в соответствии с условиями Конвенции Монтре, поскольку члены Альянса не являются воюющими сторонами в конфликте», - объясняет Волкер.
И, наконец, американский дипломат считает, что страны НАТО должны предупредить о том, что любые нападения любых субъектов на коммерческое судоходство в международных водах Черного моря будут считаться актом пиратства и не будут толероваться.
«На такие нападения может быть дан прямой военный ответ согласно международному праву. Страны НАТО имеют средства для этого, даже если их корабли не войдут в Черное море», - подчеркивает Волкер.
Некоторые могут утверждать, что прекращение российской блокады будет воспринято Россией как провокация или приведет к прямому конфликту между Западом и Россией. Здесь Волкер советует США вспомнить свою историю. Современные военно-морские силы США были созданы на основе Военно-морского закона 1794 года, когда перед лицом пиратства у Варварского побережья в Северной Африке Конгресс впервые одобрил строительство военных кораблей для защиты американских торговых судов в Средиземном море. С этого времени защита свободы судоходства остается главной функцией ВМС США. Разрешить таким ограничениям существовать в международных водах Черного моря - это серьезное отступление от давней политики США по свободе судоходства.
Ежегодно Министерство обороны США представляет Конгрессу доклад о свободе судоходства с приложением, в котором перечисляются государства, чьи морские претензии ограничивают такую свободу. Последний отчет был опубликован 21 апреля и охватывает 2022 год.
« В нем нет ни одного упоминания об ограниченни Россией свободы судоходства в Черном море. Вероятно, это связано с тем, что Конвенция Монтре устанавливает договорные ограничения на военное судоходство через проливы, что означает, что свобода судоходства уже ограничена договором. Но условия Конвенции никак не препятствуют свободному прохождению коммерческого судоходства, как раз наоборот. Именно действия России с февраля 2022 года налагают ограничения», – подчеркивает автор.
Большой Одесский порт, который является сетью из нескольких портов, играет жизненно важную роль для экспортной экономики Украины. Автомобильная и железнодорожная сеть страны, ведущая в Европу, уже функционирует на полную мощность, но все еще недостаточно мощная, чтобы принять весь украинский импорт и экспорт. Время не стоит на месте, поскольку украинский урожай даст еще не менее 60 миллионов тонн зерна, которые должны беспрепятственно попасть на мировые рынки.
«Запад по понятным причинам сосредоточился на предоставлении военной техники, чтобы помочь Украине защититься от российских атак. Слишком мало внимания было уделено морской сфере», – подчеркивает Волкер.
Подготовила: Нина Петрович