15:21 / 08.02.2011 Экономика

Нам бы НДС – взять и отменить?

Налог на добавленную стоимость остается одним из самых проблемных

 

С первого января 2011 года в Украине вступили в силу новые правила администрирования НДС согласно с Налоговым кодексом. Кодексом предусмотрено, в частности, введение автоматического порядка возмещения НДС, а также аннулируется регистрация плательщика НДС для предпринимателей-«упрощенцев».  Кроме того, ставка налога с 2014-го года должна снизиться до 17%. Эксперты между тем сомневаются в том, что это поможет кардинально решить проблему с одним из самых коррупционных налогов.

Государство село бизнесу на шею

За последний год государство серьезно задолжало бизнесу. По состоянию на 1 января 2010-го года задолженность по компенсации НДС, на которую имеют право предприниматели, имеющие дело с экспортом, составляла около 20 млрд гривен. К 1 апреля долг вырос еще больше – 28,4 млрд, а через несколько месяцев он резко сократился более чем в два раза. На 1 декабря прошлого года сумма задолженности была уже 10,8 млрд гривен, по данным Государственной налоговой службы.

Правительство заявило о невероятном успехе и пообещало даже в скором времени рассчитаться по всем долгам. Но «успех» был достигнут за счет выпуска облигаций сроком на 5 лет. Соответствующее постановление Кабмин принял 12 мая, и компании получили почти 16,5 млрд гривен подтвержденного до мая долга ценными бумагами. А не живыми деньгами, как это должно было быть.

Таким образом, в Украине была создана «система займа средств у субъектов хозяйствования в обмен на государственные ценные бумаги, которая приводит к вымыванию оборотных средств предприятий», - отмечает в своих выводах о выполнении государственного бюджета за 9 месяцев 2010-го года Счетная палата.

Ряд предприятий оказались в затруднительном положении и продолжают в нем оставаться. Поскольку деньги за НДС уплачены, а возврата нет. В результате, по данным экспертов палаты, компании вынуждены продавать облигации с дисконтом, который достигает 20%, и повышать цены на свою продукцию.

Правительство между тем осталось дважды в выигрыше. Поскольку ко всему прочему за счет манипуляций с НДС Кабмин мог улучшить статистику по выполнению бюджета приблизительно на 5%.  Мелочь, но приятно.

«Автомат» еще не работает… но сработает ли?

В Налоговом кодексе прописана новая автоматическая процедура возмещения НДС, призванная значительно ускорить этот процесс. При соответствии ряду критериев предприятие может рассчитывать на возврат средств через 15 дней после проверки налоговиками.

Критерии в целом выглядят довольно логичными. На автоматическое возмещение НДС могут претендовать компании, проводящие операции по нулевой ставке, с численностью штата более 20 человек. Кроме того, это предприятие не должно иметь никаких задолженностей и уровень его налогового обязательства по налогу на прибыль должен быть выше среднего по отрасли.

Последнее слово за Налоговой, которая будет рассматривать заявки, и принимать окончательное решение. Для добросовестных плательщиков, которые на протяжении трех лет будут соответствовать критериям, сроки автоматической компенсации снизятся еще больше. Налоговики обязаны будут их проверять в течение 5 дней и выносить решение. Оно, кстати, может быть и отрицательным. Однако, в кодексе прописано, что в судебном порядке предприятие может оспорить действия налоговых органов.

Но если все в порядке, то государство обязано будет в срок компенсировать НДС. Иначе придется платить пеню в размере 120% учетной ставки НБУ.

Несмотря на то, что кодекс уже вступил в силу, автоматическое возмещение НДС пока что остается на бумаге, поскольку для его практического применения должны быть приняты дополнительные нормативные акты. Власти обещают урегулировать вопрос до марта, а пока что эксперты осторожно комментируют ожидаемые новшества.

Так, по мнению Инны Луниной, начальника отдела госфинансов Института экономики и прогнозирования НАН Украины, в целом идея хорошая и потому можно надеяться, что это сработает. Но пока новый механизм не запущен, трудно сказать, насколько положительно он повлияет на ситуацию. 

Эксперт Национального института стратегических исследований Алексей Молдован также подчеркивает, что нововведение является потенциально эффективным. С одной стороны, по его мнению, это правильно, что последнее слово будет за налоговыми органами, поскольку у них достаточно информации по налоговой истории того или иного плательщика. Но, с другой стороны, есть риск того, что список имеющих на автоматическое возмещение НДС компаний будет формироваться непрозрачно. 

На субъективный фактор указывают и представители предпринимательства. «Чем больше условий, тем меньше вероятность наступления события – автоматического возмещения», - отметил глава харьковской областной Ассоциации частных работодателей Александр Чумак. По его мнению, кодекс как закон должен работать автоматически, но если прописано, что применение его норм зависит от кого-то, то это создает определенную угрозу. «Человек, который будет заниматься этим вопросом, может использовать различные косвенные методы для того, чтобы автоматическое возмещение не произошло у того или иного предприятия», - подчеркнул Александр Чумак.

У «упрощенцев» забрали НДС

В целом, круг претендентов на НДС «автоматом» будет совсем невелик и затронет наиболее крупных плательщиков. Для остальных же все останется по-прежнему. За исключением предпринимателей, работающих на едином налоге.

Дабы ликвидировать схемы фиктивного возмещения НДС, у «упрощенцев» решили забрать право работать с ним. Конечно, их не так много, учитывая тот факт, что около 87% плательщиков НДС – это юридические лица, но все же это десятки тысяч людей.

По словам Александра Чумака, частные предприниматели начали потихоньку заниматься мелкотоварным производством – изготовлять, к примеру, упаковочные материалы, мелкие запчасти к автомобилям. НДС позволял им развивать бизнес, работая с крупными предприятиями и ритейловскими сетями. А ликвидация права на работу с этим налогом ставит развитие под угрозу.

Тут стоит вспомнить недавние намеки экс-замминистра финансов Татьяны Ефименко о том, что, мол, многие представители малого бизнеса занимаются в Украине не столько предпринимательством во всех смыслах этого слова, сколько банальной перепродажей товаров.

По большому счету, а что еще остается делать, когда производство в Украине развивается преимущественно не благодаря, а вопреки действиям государства.

Ставку снизят, но это мало что меняет

Зато кодексом предусмотрено, что с 2014-го года ставка НДС будет снижена с 20% до 17%. Как это отобразится на экономике – эксперты скептически оценивают эту норму. Инна Лунина напоминает, что НДС является налогом на потребление и основное бремя несет конечный потребитель. А бизнес, уплачивая НДС при приобретении сырья и материалов для производства, потом возвращает его через цену своего товара.

«Снижение ставки НДС должно сделать товар дешевле. Однако, это будет зависеть и от того, насколько конкурентной будет наша экономика.  В сегодняшних условиях высокой монополизации сложно сказать, насколько выиграют потребители», - подчеркнула Инна Лунина.  

Что же касается влияния на бизнес, эксперты сомневаются, что снижение ставки НДС будет способствовать экономическому росту. «Конечно, для каждого честного плательщика НДС это фактор положительный, но далеко не самый важный в плане развития бизнеса. Даже если бы ставка НДС снизилась на 3% с начала этого года, вероятность предпринимательского бума осталась бы ничтожно малой», - отметил председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов.  

Радикальное решение

НДС у нас всегда оставался проблемным налогом, хотя и относительно результативным. На фоне колоссальных долгов по компенсации НДС, все чаще стали звучать предложения – а не ликвидировать ли его вообще. 

Александр Чумак считает, что НДС со времен его введения в 1992-м году так и не стал тем налогом, который бы стимулировал экономику и украинский экспорт. «Возмещения НДС для реальных поставщиков проблематично и мы имеем вымывание 20% оборота предприятий. Кто-то приближенный к чиновникам может получить быстрое возмещение НДС или даже по фиктивной заявке. А реальный бизнес, у которого нет «волосатых» рук в органах власти, не может».

Более справедливым и результативным было бы вместо НДС и других налогов перейти на единый для всех налог с оборота в размере 5%. Такую уверенность высказал Валентин Сердюк, президент СП «Роква», отметив, что в налоге на добавленную стоимость заинтересован ограниченный круг представителей крупного бизнеса.  

О целесообразности отмены НДС высказалась как-то и экс-глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель, приведя в пример США, где «создание добавочной стоимости является национальной идеей» и потому такого налога там нет.

В то же время практически вся Европа довольно успешно работает с НДС, благодаря наличию четкого и прозрачного механизма возмещения. Но, видимо, для Украины это оказалось слишком сложно, и потому Всеукраинский союз ученых-экономистов подготовил довольно радикальное предложение. По утверждению Александра Кендюхова, европейская система налогообложения рассчитана на «раздутое потребление» и потому ее нельзя применять к украинским реалиям.

Союз предлагает вместо налога на прибыль, НДС и единого налога для малого бизнеса ввести один налог на покупку в размере 2,5-4% от стоимости покупки.  По мнению авторов инициативы, это позволит повысить поступления в бюджет на 60-70 млрд гривен, вывести экономику из тени и ликвидировать коррупционные схемы в налоговой сфере. Кроме того, этот налог было бы на порядок легче администрировать.

Семь раз отмерь…

В экспертных кругах между тем инициативу Всеукраинского союза ученых-экономистов воспринимают с недоверием. Инна Лунина уверена, что НДС – один из самых результативных и надежных налогов, даже с учетом имеющейся задолженности по его возмещению, который обеспечивает около 35% доходов государственного бюджета Украины. «Заменить этот налог практически нечем», - говорит эксперт.

На сегодняшний день НДС остается ключевым непрямым налогом в ЕС, Японии, Китае, России, а среди экономически развитых стран он не используется только в США, Канаде и Австралии. Как отмечает Алексей Молдован, по сравнению с другими похожими налогами – а это налог с оборота и налог с продажи – НДС имеет ряд существенных преимуществ, хотя администрировать его действительно сложно.

Так, например, многостадийный налог с брутто-оборота (выручки) проще и легче для бизнеса, но при этом он обладает кумулятивным эффектом и создает огромную нагрузку. Особенно для производителей высокотехнологической продукции, для которых этот налог будет всегда на порядок выше, по сравнению с производителями сырья или полуфабрикатов.

С одностадийным налогом на продажу, которым облагается розничная или оптовая торговля, такой проблемы не возникает. Он значительно упрощает ведение отчетности для бизнеса, но при этом с его помощью сложно охватить всю сферу реализации продукции и в результате проигрывает бюджет.

НДС, таким образом, представляет собой некую золоту середину, к сожалению, недостижимую для Украины. Поскольку администрирование – явно не наш конек. Конечно, Украина могла бы опираться на успешный опыт европейских стран, но для качественных перемен нужна не только политическая воля, а и определенная мобильность государственного аппарата. Пока что у нас даже выписанный механизм возмещения налога внедряют с задержками и оговорками.

Светлана Сугак     

 

ТЭГИ: