Медвежье посредничество: почему картошка у селян стоит 1,5 грн./кг, а в рознице 6-14 грн./кг
Сколько на самом деле в Украине должен стоить «второй хлеб» и почему он такой дорогой
Перед развалом СССР одним из аргументов украинских «сепаратистов» было то, что в стране Советов неправильно перераспределялись средства. Мол, Украина кормит чуть ли не полстраны, а в ответ не получает практически ничего. Это в большей мере относилось к продукции АПК: пшенице, овощам, мясу. Ярые теоретики выхода Украины из состава СССР давили на то, что Украина с ее черноземами может не то что себя прокормить с избытком, но и накормить чуть ли не всю Европу и половину братских советских народов.
Однако на практике оказалось совсем наоборот – население уже независимой Украины сократилось с 1991 года почти на 10 млн человек, а прокормиться собственной сельхозпродукцией – не может. И это притом, что за годы независимости Украина нарастила импорт продукции АПК в два-три раза, а по некоторым продуктам – в 10-15 раз.
Почему так происходит, «Багнет» попытался выяснить на примере «второго хлеба» - картошки, цены на которую словно с цепи сорвались и кусают все сильнее.
Кто виноват?
Столичная жительница Татьяна М. чаще всего покупает картошку в столичных супермаркетах. «Там дешевле, чем на киевских базарах. Килограмм картошки зимой я покупала по 6-6,5 грн./кг, - говорит Татьяна. – Видно, что это была наша, украинская картошка. В марте завезли уже «не нашу». Она красивее, крупнее, не дряблая, как отечественная. Но стоит такое удовольствие – 11-14 грн./кг». По словам Татьяны, однако, вкус импортной картошки не такой, как у нашей. Импортный «второй хлеб», скажем прямо, заметно проигрывает отечественному по вкусовым качествам.
«У меня есть возможность покупать картошку у селян за 100 км от Киева по 1,5 кг. При покупке пяти мешков по такой цене с лихвой окупается ее транспортировка», - говорит Татьяна. И на балконе она не портится до весны, отмечает киевлянка.
Не спасают ситуацию стихийные рынки и сельскохозяйственные ярмарки, на которых, по идее, картошка должна быть дешевле, чем даже в маркетах. Но в лучшем случае он стоит столько же, сколько в торговых сетях, а то и дороже – от 1 грн. и выше.
По данным Минагропрода, себестоимость выращивания 1 кг картошки в Украине составляет на сегодняшний день 1,3 грн. Так почему же «на выходе» мы имеем 14 грн./кг? Аграрии (крупные сельхозпроизводители) парируют: «попробуйте попасть сегодня в супермаркет со своей продукцией».
«В связи с этим возник вопрос создания в Украине оптовых рынков и развивать оптовую торговлю, чтобы упростить эту ситуацию. Однако одними оптовыми рынками данную проблему не решить… У нас в Украине нет механизма ограничения сверхприбыли, такого понятия даже не существует в терминологии. Если внимательно проанализировать ситуацию в Украине, вы думаете, что проблему с гречкой не наши «хлопцы» создали, которые умеют регулировать этот рынок? Создали искусственно!», - заявил первый заместитель председателя Аграрного союза Украины Василий Ярошовец на пресс-конференции 28 апреля… По его словам, искусственное подорожание применяется и к другим товарам сельхозотрасли.
В свою очередь, как отметила руководитель аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник, данные по себестоимости выращивания овощей исчисляются Госкомстатом сразу же после сбора. «То есть, если вы проанализируете стоимость картошки в сентябре месяце или, скажем, в марте, то себестоимость будет разной», - говорит г-жа Колесник.
Президент Украинской торговой ассоциации Игорь Баленко (является собственником 41% акций ЗАО «Фуршет», - Авт.) комментируя ценообразование на картошку, отмечает следующее: «Картошка – это тот продукт, который в Украине не умеют сберечь. Ее хранение требует особых технологий и больших капиталовложений… Обычно потери при хранении от урожая к урожаю составляют от 10 до 30-40%. Если говорить о прошлогоднем урожае, картошка требует специального хранения… Представьте себе, сколько на одну картошку в течение года требуется электроэнергии и холода потратить, чтобы она сохранилась».
«Кроме этого, картошка – это дешевый вид товара. Однако, везя картошку с Луганска во Львов, она может вырасти в цене в два раза, потому что затраты на бензин, транспортировку являются большими… В супермаркете сегодня регулируется социальный продукт и торговая наценка составляет максимум 10%. Никаких маркетинговых или других платежей в супермаркете на картошку нет», - отметил Игорь Баленко. По его словам, цена на картошку установлена на основании рыночных механизмов, «потому что есть другие накладные расходы и затраты. То же произошло с гречкой, ее себестоимость была дешевой, но ее нельзя всю продать в день сбора, ее надо хранить, есть дефицит, есть какое-то поднятие цен».
«В Украине ежегодно производится 16-17 млн тонн картофеля и только 4 млн идет на продовольственное снабжение. Остальное – корм скоту и гибель урожая. Сколько гниет картошки, никто не знает. Статистика об этом умалчивает. Однако гниет больше, чем идет на корм скоту. Поэтому, естественно, все то, что потрачено хозяйством на гибель картошки, оно отображается на цене уцелевшей продукции и поэтому она начинает дорожать… Постройте холодильник и вы увидите сами, что это такое», - сказал генеральный директор Украинской аграрной конфедерации (УАК) Сергей Стоянов.
С этими всеми тезисами не вполне согласен народный депутат Украины, председатель Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник. Нардеп уверен, что существующая сегодня на рынке цена на картошку «не нормальная». «Сегодня необходимо отстаивать интересы потребителей, а не товаропроизводителей. Сегодня цена картошки, лука и другой сельскохозяйственной продукции является невыгодной ни потребителям, ни производителям… Нам необходимо провести глубокий анализ, почему так случилось, что товаропроизводитель продает, например, лук по 1 грн./кг после урожая, когда еще не надо ни овощехранилищ ни электроэнергии, ничего. При этом его стоимость с 1,5 грн. в августе повысилась до 6 грн./кг по состоянию на октябрь 2010 года. Сколько электроэнергии потратили?», - возмущается Григорий Калетник. По его словам, это все происходит из-за того, что в Украине существует «просто уйма посреднических структур». «Мы не можем к ним никак добраться, потому что государственная инспекция по ценам не выполняет свою функцию, возложенную на нее государством, она выполняет другую функцию, к великому сожалению, и поэтому у нас процветают структуры, которые «нарабатывают» конечную невыгодную для потребителя цену», - сказал народный депутат. По его словам, законопроекты «О продовольственной безопасности» частично затрагивают проблему ценообразования, однако, безусловно, «необходимо более серьезно защищать интересы производителя и потребителя, а не посредников».
«Мы хотим, чтобы действовали определенные цивилизованные нормы и рыночные инструменты, которые в некоторых моментах дорегулировали рынок, помогали бы ему сформироваться таким образом, чтобы не было у одних густо, а у других пусто… У нас есть две стороны: производитель и потребитель и когда между ними формируется дополнительная стоимость в несколько раз, это является перекосом и очень не правильным», - заявил Григорий Калетник.
И действительно, перекос в цене еще тот. И в этой всей ситуации возникает логическое замечание: а почему, собственно, рядовой потребитель должен переплачивать за тех же самых производителей, которые не могут или не хотят беречь урожай и за ритейлеров, которые хранят продукцию у себя. Интересно, но ведь никто не знает, сколько супермаркет тратит энергии на одну единицу продукции, никто не показывает расчеты обоснованности формирования цены на этом этапе. Все как-то завуалировано и непрозрачно.
Что делать?
В этой ситуации для рядовых потребителей существует три пути. Во-первых, можно молчать и продолжать из своих карманов содержать недалеких фермеров, которые не в состоянии сохранить свою продукцию. Можно продолжать содержать уйму посредников (непонятно, сколько их в цепи между производителем и супермаркетом. – Авт.), продолжать кормить великую армию чиновников (Госпотребстандарт, Госцениспекцию, Госпотребнадзор и так далее). Зачем их вообще «наплодили», если они не в состоянии даже сделать понятной формулу формирования цены на тот или иной продукт. Хорошо, себестоимость 1 кг картошки составляет 1,5 грн. Плюс 10% торговой наценки в супермаркетах - это 1,65 грн. Столько же картошка должна стоить? Почему супермаркеты сами не закупают продукцию у фермеров? Зачем им посредники, оказывающие по сути медвежьи услуги? Купите себе на здоровье у производителей сколько считаете нужным картошки, подсчитайте затраты, сделайте свою наценку плюс те самые 10% торговой наценки и вперед - люди побегут к вам скупать картошку, скажем, по 4-5 грн./кг. Или и этого будет недостаточно, чтобы выйти в плюс? Или все-таки сверхприбыль не дает покоя?
Во-вторых, чтобы хоть коим-то образом снизить расходы семьи на покупку «второго хлеба» не обязательно в Киеве покупать импортную картошку по 14 грн./кг. Под Киевом, в городах-спутниках на рынках продается своя, украинская картошка по 4-6 грн./кг. И нормального качества.
В-третьих, можно покупать картошку на стихийных рынках, пусть лучше они процветают, чем торговые сети вместе с перекупщиками и обанкротившимися чиновниками из госструктур-пиявок.
И наконец, можно просто купить небольшой участочек земли в Киевской области и выращивать там овощи для своих потребностей.
Напомним, как сообщал «Багнет» ранее, не исключено, что из-за просчетов в Налоговом кодексе, украинские аграрии обеднеют в 2011 году на 12 млрд. грн. из-за того, что теперь они вынуждены будут платить НДС вместо трейдеров. В этом механизме заложена очередная инфляционная бомба, которая уже в начале 2012 года может привести к неконтролируемому росту украинской сельхозпродукции как минимум на 20%.
Дмитрий Дубенский