Острая антикоррупционня необходимость: люстрировать Холоднюка – спасти бюджетные средства и правосудие
Знаете, кто обеспечивает деятельность абсолютно всех судов Украины и назначает двух членов Высшей квалификационной комиссии судей? Так называемый “завхоз Януковича” Зеновий Холоднюк – глава Государственной судебной администрации (ГСА). Он однозначно подпадает под люстрацию. Но вместо этого рассуждает о добропорядочности судей антикоррупционного суда. Хотя сам влип в расследование НАБУ, засветился в афере с судебным реестром и накупил дорогих иномарок у приятеля Гладковского (Свинарчука). Того самого антигероя скандала с “оборонкой”, сообщает "АНТИКОР".
С тех пор, как 9 апреля 2019 года детективы НАБУ в рамках уголовного производства № 42017000000001155 по ч. 5 ст. 191 УК (присвоение, растрата или завладение имуществом путем злоупотребления служебным положением) провели в ГСА обыски, в том числе в кабинетах Холоднюка и его доверенного лица, заместителя Людмилы Гизатулиной, Зеновий Васильевич на широкой публике не появлялся аж до 15 мая. Когда его пригласили на экспертную дискуссию о будущем Высшего антикоррупционного суда: рассказать о прозрачных механизмах запуска, добропорядочности судей и работников аппарата. И о том, как правильно и справедливо судить топ-коррупционеров.
Эта тема для Холоднюка – близка и знакома. О коррупции он знает не понаслышке. Чего стоит одна лишь схема удорожания ведения судебного реестра Украины с 17,5 до 22 млн. грн. усилиями ГП “Информационные судебные системы”, где работает его сестра. Или афера с закупкой бракованного оборудования для видеофиксации судебных заседаний. Именно она и является предметом уголовного расследования НАБУ.
Вне поля зрения правоохранителей и прессы осталась масштабная закупка иномарок Toyota Camry для апелляционных судов и судебной администрации. О ней мы расскажем детально, потому что это на самом деле интересно.
Чем занимается Государственная судебная администрация? Круг ее обязанностей, очерченный в законе “О судоустройстве и статусе судей”, огромен. Участие в подготовке госбюджета. Изучение кадровых вопросов и повышение квалификации в судебной системе. Обеспечение практической деятельности судов – закупка компьютеров и оборудования, например, для фиксации судебного процесса, ремонты зданий, приобретение служебных квартир и машин, канцелярия. Наконец, ведение Единого государственного реестра судебных решений и других электронных баз данных и многое другое.
Через Холоднюка проходят колоссальные финансовые потоки. Только в прошлом году ГСА провела свыше 300 ремонтов, купила больше полутысячи квартир, 8695 компьютеров и оргтехники, обновила автопарк. Для себя и апелляционных судов выбрала почти 50 новеньких Toyota Camry 2018 года выпуска на общую сумму 43,78 млн. грн.
Каждая машина-автомат в комплектации Elegance с кожаными сидениями, цветными мультимедийными дисплеями и прочими “прибамбасами” обошлась в 900 тыс. грн. Недешево для воюющей страны с гигантскими внешними долгами. Базовая комплектация стоила бы на 100 тыс. грн. дешевле за каждый автомобиль.
Неужели на более скромных автомобилях судьи ездить не согласны? Или весь вопрос в том, какие машины нравятся лично Холоднюку, отобравшему пять новых красавцев из общей закупки для ГСА?
Сейчас он получает эстетическое удовольствие, пользуясь по очереди тремя новыми Toyota Camry. Но порой пересаживается на старый личный VW Touareg, который до недавнего времени был в собственности его супруги Татьяны, а после того, как семья сменила его на новый стильный Tiguan (как видим, Холоднюки отдают предпочтение продукции Volkswagen), стал “запасной машиной для выездов в нетрезвом виде”. Чтобы полиция не останавливала, на Touareg повесили “козырные” номера от старой служебной Audi.
Но интересно другое. Все люксовые Toyota Camry были закуплены у одной хмельницкой фирмы «Гранд Мотор», учредителем которой является жена экс-депутата от БПП Михаила Гвоздева, которого Петр Порошенко в 2015 году назначил руководить ГП “Антонов”.
Это произошло после того, как целостный имущественный комплекс авиапредприятия был передан в управление «Укроборонпрома». Именно тогда владелец автосалонов и руководитель штаба БПП в Хмельницком Михаил Гвоздев получил свою должность и сложил депутатский мандат. Журналисты выяснили, что Гвоздев – близкий друг экс-первого замсекретаря СНБО, делового партнера и кума Порошенко Олега Гладковского (ранее – Свинарчука), уволенного после расследований Bihus.info о масштабных хищениях в "Укроборонпроме". Как известно, сын Гладковского и его приятели продавали украинским оборонным заводам контрабандные российские запчасти для военной техники с наценкой до 300%.
Для Холоднюка закупка автомобилей у друзей одиозного клана “свинарчуков” стала своего рода страховкой от люстрации. И защитой от уголовных дел за его художества, широко описанные в прессе. Тем более что к моменту обновления судейского автопарка по нему и его фирмам уже работало НАБУ и все это вылилось в обыск 9 апреля.
Как сообщали СМИ, НАБУ расследует аферу, ставшую крупнейшим коррупционным проектом в истории украинского правосудия. Ее суть заключалась в том, что после внесения в УПК нормы об обязательной видеофиксации уголовных процессов нужно было закупить оборудование для создания Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС) в масштабах страны. Этим занимался Холоднюк.
Но приобретенные им у ООО «Кит» на 58,3 млн. грн. серверы и сетевое оборудование оказались некомплектными. Такая же примерно история произошла с поставками от связанных между собой фирм “Альтаир” (на 27 млн. грн.) и “Фолгат” (на 43 млн. грн.). Это установила Госаудитслужба. Похищенная часть денег, предположительно, “скидывалась на ямы” и обналичивалась через физлиц-предпринимателей под руководством некого Игоря Васильевича Холоднюка. Брат? Возможно. Точной информации об этом нет.
Зато о сестре Зеновия Васильевича – Надежде Холоднюк известно намного больше. С тех пор как ее брат возглавил весной 2014 года ГСА, она работает в ГП «Информационные судебные системы» и сдает семье Зеновия в бесплатное пользование просторный дом в селе Счастливом Бориспольского района под Киевом.
Где проживает сама сестра, в декларации не уточняется. Возможно, в многоэтажке на Харьковском шоссе, 158 – эту квартиру будущий глава ГСА приобрел еще в начале 2000-х, когда работал председателем правления страховой компании “Лидер”. Или в Василькове – этой недвижимостью Холоднюк разжился, когда вместе с экс-депутатом Петром Кравчуком дерибанил средства “Укравтодора”.
На заработанные в дорожном хозяйстве деньги бывший страховой менеджер Зеновий Холоднюк и приобрел в 2011 году у “Партии регионов” пост руководителя финансовой службы Государственной судебной администрации Украины. Всячески ублажал судей дорогими “подарками” в виде машин, квартир и ремонтов и так дослужился до зампредседателя ГСА. А с 25 апреля 2014 года – и председателя.
Интересно, что сдавать дом в бесплатную аренду брату Надежда начала с 2016 года. Именно тогда ГП «Информационные судебные системы», в котором она трудилась, заключило супервыгодный договор с судебной администраций, возглавляемой ее братом, на ведение Единого государственного реестра судебных решений. Эта услуга за год подорожала с 17 млн. грн. до 22,15 млн. грн. При том, что, как сказано в материалах ProZorro, “тендер провели за переговорною процедурою через відсутність альтернативи”.
Цена оказалась не просто завышенной, а профессионально взвинченной. Шеф сестры Холоднюка, директор ГП Леонид Богданов через год после подписания контракта был арестован за старые грехи – по делу о фиктивных поставках программного обеспечения для Минюста в 2013-2014 гг. и хищении 6,4 млн. грн. Следующий директор этой конторы, созданной и подконтрольной, между прочим, ГСА, Геннадий Живаев до сих пор находится под следствием. Пишут, что ему определили “щадящий” залог – всего в 128 тыс. грн.
Вообще-то, тендеры, которые проводит Холоднюк, стоят того, чтобы к ним внимательнее присмотреться. На первых позициях в рейтинге поставщиков – все те же фигуранты уголовного расследования НАБУ и резонансных выводов Госаудитслужбы – “Кит”, “Альтаир” и “Фолгат”.
В последнее время Государственная судебная администрация также закупает в больших объемах услуги по комплексной уборке своего офиса и территории по адресу ул. Липская, 18/5, 16Б и 16Г. Цены на уборку в ГСА, прямо скажем, впечатляющие. В начале года, например, был тендер на 820,8 тыс. грн. Это за санитарное обслуживание небольшого административного здания.
Неужели в Государственной судебной администрации так грязно? Или кто-то из дальних родственников Холоднюка устроился в сферу клининга и потому цена резко взмыла? Как ранее – стоимость ведения реестра фирмой «Информационные судебные системы» с приходом туда сестры Надежды. Все равно расходы ГСА оплачивает государственный бюджет.
Надо сказать, что для страны было бы куда дешевле люстрировать Зеновия Холоднюка в соответствии с законом “Об очищении власти”. Тем более что его должность – заместитель главы Государственной судебной администрации с марта 2013-го по апрель 2014-го, согласно выводам Общественного совета по вопросам люстрации при Минюсте, точно отвечает критериям, предусмотренным пунктом 2 части второй статьи 3 этого закона.
Но до 30 сентября 2016 года для люстрации такого должностного лица, как Холоднюк, нужно было решение Совета судей Украины. Этот совет собрался и тайным голосованием (26 против 1) решил, что Холоднюка люстрировать не надо. Кто же тогда новые авто с кожаными сидениями закупит?
И Холоднюк оправдал возложенные на него ожидания. Закупил у друга Гладковского-Свинарчука элитные иномарки, у сестры – услуги по ведению реестров, а у “правильных” фирм – неправильную аппаратуру для фиксации судебных процессов. И все это на десятки и сотни миллионов бюджетных гривен.
Более того, Зеновий Холоднюк еще и назначает двух членов Высшей квалификационной комиссии судей, а также является членом конкурсной комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы, отбирая на работу в органы власти высокопоставленных госслужащих на кадровых конкурсах. А потом мы удивляемся, почему чиновники приходят новые, а воруют больше, чем старые? Потому что такие вот холоднюки до сих пор не люстрированы.
Автор: Алексей Курбанов