10:43 / 27.05.2019 Происшествия

Схема на троих: Как из Чернигова "доят" Украину

У нас в Украине как: при любой смене власти первое дело – снести «попередныкив» и установить «своих» на ключевые позиции.

При этом те, кто лоббировал, будут после назначений указывать, что делать. Те же, кого назначают, изначально готовы к выполнению приказов «сверху». Так было при «бело-голубых», так было при «оранжевых», так было при «бордовых» (или какой там тон у лого Блока Петра Порошенко «Солидарность»?).

К чему это приводит. Типичный за время правления Порошенко пример связки «окружение президента – налоговая – суд» продемонстрируем на примере Черниговской области.

В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ

Далее речь пойдет о схемах, разработанных и реализуемых тремя основными персонажами. Поэтому для начала – кто они, от кого и как.

Сергей Березенко – 35-летний действующий народный депутат от БПП, внештатный советник президента Порошенко (в бытность Петра Алексеевича президентом).

Сергей – нардеп «со связями». Он племянник давнего друга Порошенко – народного депутата четырех созывов, экс-губернатора Винницкой области Анатолия Матвиенко. В политсхемах Березенко – с 16-ти лет. Начинал с партии своего дяди «Собор», затем в 22 года работал уже при мэре Киева Леониде Черновецком.

Черновецкий канул в Лету, тогда Матвиенко пристраивает своего племянника к новому «телу» – к Петру Порошенко. Во время президентских выборов-2014 Березенко отвечал за работу «в полях». Тогда его обвиняли в продаже округов «регионалам» в Днепропетровской, Донецкой и Луганской областях. Глава партии «УКРОП» Геннадий Корбан утверждал, что по Донецкой области, например, стоимость «слива» каждого округа составляла 1,5 миллиона долларов.

За победу в 2014-м Порошенко «отблагодарил» Березенко. Сначала он назначил уже 30-летнего Сергея главой Государственного управления делами (ДУС), а затем – протянул в Верховную Раду. В 2015 году на внеочередных выборах народного депутата по округу № 205 (город Чернигов) Сергей Березенко баллотировался от БПП.

Черниговские выборы были признаны одними из самых грязных. В частности, штабу Березенко приписывали:

  • подкуп избирателей – по 400 гривен. Например, был заблокирован один из «агитационных» автомобилей с 200 тысячами гривен, оружием и списками вероятно подкупленных избирателей. Также в приемной, в которой якобы представители Березенко выдавали деньги, нашли списки с подписямилюдей и номерами телефонов «десятников», конверты с деньгами;
  • использование админресурса. В канун выборов под Сергея Березенко создали новый орган при президенте – Совет регионального развития, в котором Березенко был куратором Черниговской области. В этом качестве Березенко приглашал и в регион присылали вип-агитаторов – министров, которые обещали блага Чернигову и области, тогдашнего губернатора Одесской области Михаила Саакашвили, проводил в Чернигове заседания и сам президент Порошенко;
  • кулуарные договоренности с «Батькивщиной». У политсилы был проходной кандидат по округу № 205, но в «Батькивщине» заявили, что не станут никого здесь выдвигать и поддержат представителя БПП;
  • и т.д. и т.п.

Но, традиционно для провластных кандидатов – несмотря на открытые уголовные дела ни полиция, ни ЦИК как бы не смогли доказать нарушение избирательного законодательства. Выборы были признанны состоявшимися. В итоге, Верховная Рада пополнилась новым нардепом Сергеем Березенко.

Березенко агитирует жителей Чернигова голосовать за него

Вадим Нечай – 42 года, нынешний первый заместитель начальника Главного управления Государственной фискальной службы (ГСФ) в Черниговской области, координирует работу налоговиков. Его назначение как раз шло по схеме – сметем «попередныкив», поставим «своих». В Чернигове подчеркивают: Нечай – креатура Березенко. Причем, в регион он был переведен из «центра» – Главного управления ГФС Украины.

Интересна история «жилищного вопроса» Нечая. Для понимания: Вадим Васильевич всю трудовую жизнь – исключительно госслужащий, с соответствующей зарплатой. Так, с 1999 по 2003 годы он был следователем тогда еще в милиции, с 2003 и до назначения в Чернигов работал в налоговой милиции. Согласно его декларации, с 2008 года он с супругой жил в ведомственной комнате (не квартире), которую ему предоставило Дарницкое райуправление ГУ МВД в г. Киеве. То есть, по сути, «общежицкий».

Но осенью 2014 года его переводят в Чернигов, вступил в должность в ноябре. И тут произошло чудо. Опять же, согласно его декларации, 13 ноября 2014 чета Нечай приобретает две квартиры в Киеве:

  1. площадью 97,1 кв. м за 1 млн. 345 тыс. 098 грн.;
  2. площадью 114,2 кв. м за 1 млн. 573 тыс. 536 грн.

Их оформляют на супругу Вадима – Инну Снаговскую. По информации инсайдеров, супруги приобрели квартиры в одном из престижнейших кварталов Печерского района Киева – «Новопечерские липки». Суммарно они получили жилплощадь в 211,3 кв. м стоимостью 2 млн. 918 тыс. 634 грн. Но это официально задекларированная цена. По факту стоимость только за однокомнатную квартиру в этом районе стартует от 2,5 миллионов гривен. Исходя же из заявленной квадратуры, Нечаевы, скорее всего, купили двухкомнатную и трехкомнатную квартиры.

Декларация В. Нечая за 2015 год

А теперь смотрим в декларации доход Вадима Нечая за 2014 год – 101 204 гривен (т.е. в среднем 8 434 гривен в месяц). Откуда же деньги на хоромы? Все просто – в графе «Подарки, призы, выигрыши» членов семьи значатся 2 млн 918 тыс. 634 грн. Смотрим выше по тексту: цена квартир в центре Киева – 2 млн. 918 тыс. 634 грн. Бинго! Ага, в лунопарке в тир выиграли.

По инсайдерской информации, такое счастье на чету Нечай свалилось не просто так, а именно за перевод главы семьи в регион на ключевую должность. С главным условиям – выполнением дальнейших указаний своего ставленника.

2014-й для всей страны в связи с захватом Россией сначала Крыма, потом – Донбасса был «жахом». Украинцы переводили на банковские карты волонтеров свои копеечные сбережения, чтобы те помогли украинским защитникам выстоять – вспомните, закупали те же берцы, вплоть до нижнего белья… Таков 2014-й был для всей страны. Но не для Нечая. Кроме квартир в центре Киева, в декабре приобретается жилой дом в Чернигове, правда, в декларации его стоимость не указана. Ну, правильно – перевелся в Чернигов, нужно же где-то переночевать. Хотя… площадь дома – всего 43,9 кв. м. Вы можете представить себе частный дом такого размера? В общем, испытывал налоговик Нечай лишения, вынужден был жить в «коморке».

Но «коморка» в Чернигове вряд ли использовалась по назначению. Около 2-х лет Нечай продолжал жить в Киеве, а каждый день ездил на работу в Чернигов. А это 148 км в одну сторону. Во сколько такие поездки обошлись налогоплательщикам (на зарплату Вадима Васильевича особо не наездишься) – история умалчивает. Правда, в своей очередной декларации налоговик указал, что с 1 июня 2016 года арендует квартиру в Чернигове. Наконец понял, что у черниговских налогоплательщиков может возникнуть вопрос, где же проживает «сборщик» их налогов. А в январе 2017 года сыну Нечая купили квартиру в Киеве, «скопили на последние».

Судя по декларациям Нечая, за эти годы (учитывая «нулевые» поступления в 2014-м) материальное положение у него наладилось. Но все равно – не шикует. Мы же понимаем, что в декларациях чиновники указывают лишь «копейки», тем не менее, даже «копейки» наличной валюты Нечая растут:

Вадим Нечай (справа) на пресс-конференции в Чернигове

Ирина Косач – судья Новозаводского районного суда г. Чернигова. По сравнению с предыдущими персонажами по декларациям Ирина Анатольевна предстает бедной, несчастной женщиной, вынужденной после развода самой воспитывать младшего сына, довольствуясь алиментами и постоянно увязать в банковских кредитах.

Из недвижимости – малюсенькая квартирка в 28,9 кв. м в Чернигове. Это было служебное жилье, но в 2017-м Косач удалось его приватизировать.

По декларациям, первый свой китайский авто Geely MK 2013 г.в. судья приобрела только в 2015 году за 125 тыс. грн. Куда он делся – не известно, в дальнейших финотчетах автомобиль не значится, как и не заметен доход о его продажи. Но в 2018-м Косач за 150 тыс. грн. приобретает подержанный Subaru Forester 2005 г. в. Судя по всему, данные покупки она частично погашала банковскими кредитами.

Ни наличных сбережений, ни денег на банковском счету. В общем – вроде, «прозорый» судья.

Но если проанализировать специализированные ресурсы о судьях Украины, то оказывается, что у Ирины Косач в Черниговской области родней «схвачена» вся основная судебная цепь – следствие, адвокация, суд, апелляция:

Кроме того, есть у нее «судебная» родня и в Донецкой области. Этот нюанс будет важен далее, когда последует описание схемы обогащения «троицы»:

Ирина Косач

Как видим, из троицы каждый «хорош» по-своему.

СООБРАЗИМ НА ТРОИХ

Судя из событий, происходящих последние 4 года, целью перевода Вадима Нечая в Чернигов была разработка и реализация схемы обогащения. Ее суть состоит в следующем.

Первый замначальника ГУ Государственной фискальной службы в Черниговской области Вадим Нечай получает информацию от своих бывших коллег из главного управления ГФС Украины о прибыльных предприятиях Украины. Далее его подчиненные возбуждают уголовные производства в отношении черниговских предприятий. После этого активные действия в отношении местных предприятий не ведут, а уголовное производство расширяют за счет компаний из других областей – Львовской, Одесской, Житомирской, Николаевской, Донецкой, Луганской и других. Предлоги могут быть разные: или какой-то «левый» свидетель упомянул фирмы из этих регионов, или обычная платежка была в документах, а если не была, то появилась.

Через решение судьи Ирины Косач и по согласованию прокуроров, работники подразделения ГФС Черниговской области начинают проводить негласные типа «следственные действия» на предприятиях указанных регионов. Наибольшее внимание при обысках налоговики обращают на изъятие:

  • компьютерной техники;
  • телефонов;
  • печатей;
  • уставных документов;
  • главное условие – максимально изъять личные денежные средства у должностных и служебных лиц предприятий.

В результате этого они получают коммерческую информацию фирм и частную информацию их должностных лиц.

Понятно, что после такого «шмона» работа предприятий фактически парализована.

Дальше идет банальное вымогательство за «решение вопроса» и возвращение изъятого имущества. Суммы фигурируют разные. Причем, «прайс» включает «решение вопроса» как на уровне судьи, так и областной ГФС. Все зависит от веса самого предприятия.

Такса судьи стартует от 2 тысяч долларов США до 10% от изъятой суммы в случае, если изъяли на сумму больше 1 миллиона гривен.

Нечай же не мелочится. За «решение вопроса» комплексно (тариф «все включено») сумма начинается от 25-30 тысяч долларов США – это если чисто экономические «претензии» к предприятию. Если политический заказ конкурентов или от парламентского куратора – прайс идет на порядок выше.

Кроме того на каждый обыск из Черниговской области в иные области отправляются десятки госслужащих следственного управления налоговой милиции. Кто оплачивает данные массовые командировки – государство или «спонсоры» – доподлинно не известно. Но понятное дело, отправить десяток налоговиков из Чернигова во Львовскую или Донецкую область – удовольствие не из дешевых (суточные, транспортные расходы, поселить в гостиницы и пр.).

Покажем на примере. Согласно Единому госреестру судебных решений, в подсудности судьи Ирины Косач с 2017 года и по сей день находится дело № 751/8459/17. В нем фигурирует местное предприятие ТОВ «Прилуки-Агро» (Черниговская обл., г. Прилуки). И потом уже «прицепом» идут фирмы из Киева, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Полтавской областей:

  • ООО «АрдоТрейд», г. Киев;
  • ООО «Бромелинг», г. Киев,
  • ООО «Азімут-Агро», Киево-Святошинский район, г. Вишневое
  • ООО «Свон-Флайт», Киево-Святошинский район, г. Боярка;
  • ООО «Дронт», Киево-Святошинский район, г. Вишневое
  • ООО «МейнСтрим ЛТД», Днепропетровская обл., г. Днепр;
  • ООО «Крада», Донецкая обл., г. Мариуполь;
  • ООО «Марселл», Запорожская обл., г. Запорожье;
  • ООО «Ташань», Полтавская обл., г. Полтава,

Важно отметить, что открывая производства в отношении предприятий из других областей, «черниговцы» полностью игнорируют требования Уголовно-процессуального кодекса Украины. А УПК предусматривает территориальную подсудность расследование уголовного правонарушения, то есть – где находится предприятие, там и проводи свои сыскные мероприятия (ст. 218 «Место проведения досудебного расследования»).

При этом законодательно неправомочные действия на процессуальном уровне могут пресечь прокуроры и та же судья Косач (через которую и идут подобные уголовные производства). Так, согласно УПК Украины, и прокурор (ч. 2 и 5 статьи 218), и судья (статья 32) имеют право при решении вопроса о проведении следственных действий изменить территориальную юрисдикцию и направить дело в соответствии с действующим законодательством.

Пострадавшие предприятия тоже не сидят, сложа руки. Законодательство дает им право обратиться в суд. Но территориально по месту возбуждения уголовного производства. В нашем случае – в Новозаводской райсуд г. Чернигова. Т.е. они попадают к Косач. Понятно дело, она отказывает вернуть заявителям изъятое имущество.

После того, как у предприятия иссякли законные способы защиты, появляется представитель следственного управления финансовых расследований ГУ ГФС Украины с предложением все вернуть и «решить вопрос» по решению суда. В итоге, по одним и тем же основаниям после получения «гонорара» судья Косач принимает противоположное решение и возвращает изъятое или арестованное имущество.

Вот так все просто, и все «прозоро», на поверхности.

В ходе президентских выборов-2019 на место «бордовых» пришли «зеленые». Осенью (или летом) Украину ожидают парламентские выборы, которые тоже обещают политические пертурбации в Верховной Раде.

Стас Рыбачук, «Открытая Украина»

Источник: from-ua