10:15 / 03.09.2014 Происшествия

Приказ выходить в этот «коридор Путина», где наших расстреливали, как в тире, - пришел от паркетных генералов из Киева

О трагедии Иловайска рассказал куратор батальона теробороны «Кривбасс» Николай Колесник

Иловайский котел войдет в историю не только как пример небывалого коварства, когда российские военные нарушили все мыслимые и немыслимые правила и расстреляли колонну раненных украинских бойцов, направлявшихся по обещанному для их вывода «коридору». Иловайск стал городом, под которым головы сложили множество украинских героев – причем смерть наших бойцов оказалась совершенно бессмысленной. По крайней мере, в этом убежден куратор одного из попавших в котел под Иловайском подразделений – батальона теробороны «Кривбасс» Николай Колесник. О чем молчит командование украинской армии и кто в ответе за одну из самых болезненных потерь нашей отечественной войны, он рассказал «Обозревателю».

- Николай, что произошло под Иловайском?

- Под Иловайском? Многие ребята попали в плен. И мелкими группами до сих пор еще выходят.

- Очень много там осталось наших бойцов?

- Нет. Вернее, как сказать?.. Осталось много. И никогда не вернутся – это факт. И встанет вопрос, как забрать тела погибших, их останки. Пока никто не знает, как этот вопрос решать – ведь сейчас мы не можем разобраться с теми, кто выжил, и теми, кто попал в плен.

Это самый больной вопрос на сегодняшний день. Потому что, только забрав тела погибших, можно будет окончательно узнать, кто в плену. Кто в плену у российских войск. Кто в плену у ДНРовцев – есть и такие случаи. Потому что у россиян - там хотя бы дисциплинировано, учет ведется, можно надеяться получить списки. А вот у ДНРовцев все в частном порядке. Они сами созваниваются, выдвигают какие-то условия обмена, выкупа. Очень тяжело сейчас. Сейчас самое главное - чтобы вышли без потерь оставшиеся там люди. Они там еще есть.

- Бойцов батальона «Кривбасс» много там еще остается? Я знаю, что многих Вам удалось вывести…

- У нас на сегодняшний день 78 вышли. И 13 выходят.

- А в плену сколько человек?

- У нас – 48. Там было две группы. Одна - из 25 человек, в плен попала вместе с бойцами из «Донбасса». И вторая – 23 человека...

Насколько велики потери под Иловайском? В ФБ-группе «Отдельной сотни «Крым» были обнародованы ужасающие данные – о 500 погибших…

Нет. 500 погибших там быть не может, поскольку вся группа, которая там была, насчитывала 500-600 человек. В этих пределах. У меня живых уже вот 139 – и тех, кого удалось вывести, и тех, кто в плену. О погибших, пока не проверено, говорить не могу. Но человек 20 оттуда уже не вернутся – это железно.

- Кто виноват? Можно ли было предупредить трагедию?

- Вы знаете, возможно, я реагирую излишне эмоционально, но я не могу смотреть на фарфоровый рот нашего министра обороны, когда он что-то там рассказывает в то время, когда наши ребята неделю находятся в аду. Я уехал оттуда за день до замыкания кольца. Развез боеприпасы на все блокпосты, и, в принципе, благодаря этому ребята смогли продержаться.

Вопросы – к тем, кто планировал операцию такого масштаба. Ладно, министр обороны – у нас его просто нет. Гелетей – полковник госохраны. Он - не военный человек. Он даже не милиционер.

Есть вопросы к генералу армии Муженко, начальнику Генштаба, который планирует операции и должен предусматривать и степень риска, и пути отхода, и пути подхода, и какими силами, и вторгнется Россия или не вторгнется… Есть вопросы к тем, кто планирует операции. Потому что была возможность получить раньше команду на отход - и подразделения были бы все спасены. Когда было понятно уже, что мы завязли в Иловайске без толку абсолютно. Такая вот ситуация.

И я уже не раз говорил о параде, который сейчас пытаются реабилитировать. Если бы эта техника, которая 10 дней каталась по Киеву и подготавливалась к параду, была у нас там, мы бы взяли Иловайск за сутки.

- А сейчас, после случившегося, есть хоть какие-то сдвиги с техникой, с боекомплектами?

-У меня полбатальона на выходе в тяжелом состоянии психологическом, вторая половина, те, кто были под «Градами», «Ураганами», всем остальным, честно говоря, требуют услуг уже даже не психологов, а психиатров. И батальон, по личному составу, по тому психологическому состоянию, в котором они находятся - он небоеспособен, понимаете?!

Да, возможно будет техника, возможно, будет что-то еще… Но, по факту, мы только вышли из боя фактически. Дополняй нас сейчас, не дополняй – мы относительные солдаты. По психологическим причинам, по моральным, по здоровью, по усталости. Металл имеет предел усталости. И человек тоже.

Плюс то, что ребята в плену. Одни из лучших ребят в плену. И, в принципе, где-то я рад этому. Они живы. Из плена можно людей забрать – а с того света мы никого не заберем. Это правильное решение было. И как мне ни было тяжело – всем, с кем я общался, я не просто советовал – орал, приказывал: сдавайтесь! Это геройство никому не надо. Это геройство, повторить подвиг Крут, войти в историю - но как мамы, папы, жены, дети?..

Это ошибки Генштаба. Это мое личное мнение: виновны Минобороны и Генштаб, которые президента ввели в заблуждение.

- В некоторых СМИ появилась информация, что комбат «Кривбасса» оставил бойцов под Иловайском. Это правда или нет?

Я не могу это комментировать. Меня тогда там не было. Я могу говорить только то, что я знаю.

Для меня батальон «Кривбасс» - это те, кто выходил из окружения. Герои мои. Те, которые пробирались ночами, держали оборону…

Знаете, за что люблю и всю жизнь буду любить свой батальон? Все знают, что наступление силами «Днепра», «Донбасса» длилось неделю (плюс-минус один день). А никто ведь не знает, что до этого все блокпосты вокруг Иловайска держал один батальон – «Кривбасс». Мы ждали этого наступления. Мы вели бои каждый день. У нас каждый блокпост дрался с танками, с БТРами, с БМП противника. С сотнями бойцов!

К неделе наступления прибавьте 13 дней обороны блокпостов – и получите, что батальон «Кривбасс» держал Иловайск 20 дней. Вот это - батальон «Кривбасс»! Все остальное, включая то, что пишут про комбата, меня интересует мало. А если честно – не интересует вообще. Я знаю, что батальон «Кривбасс» - это батальон героев.

- А как же, учитывая отсутствие тяжелого вооружения, ребята умудрялись противостоять российским танкам?

- А вот так! Стояли… Я, когда крайний раз 4 дня провел на ТП, вывозил раненых – в ту поездку я не брал печенье, сгущенку и другую х..ню – я брал боекомплект и воду. Мы развезли, а обратно когда ехали, нас накрыло дивизионом «Град». Мы прошли без потерь, слава богу, я вывел. Но я точно знаю – если бы тогда я не привез этот боекомплект, то ребята бы погибли.

А танки сдерживали следующим образом. Там возле них стояли еще по одному танку и БМП 17 криворожской танковой бригады в усилении. Вот так и дрались. 20 дней сдерживали ребята. Это посты 4001-ый, 4002-ой, 4003-ий и 4004-ый. Самый героический - это 4003ий: у них было по 2 боестолкновения. А они еще пленных брали там, на блокпостах!

- Российских военных или еще местных террористов?

- ДНРовцев еще тогда. Там были выходцы с Кавказа и ДНРовцы. 12 человек они взяли в плен.

Грубо говоря, туда на плечах российской армии пришло гестапо в виде ДНР, проводить «кровавую люстрацию»

- Правда ли, что на нынешнем этапе там ДНРовцев уже практически не осталось?

Остались. Они на плечах российской армии заходят, укрепляются, «администрируют». Устраивают охоту за людьми, которые помогали нашим бойцам, когда мы там находились, на территории этой. Даже главврач старобешевской больницы – полевой хирург, который очень многих бойцов спас – вынужден был покинуть Старобешево. Он уехал и сейчас находится в безопасном месте. Ему ДНРовцы взорвали дом. Они охотятся за теми, кто помогал войскам. Нашим бойцам.

- Как считаете, когда был тот крайний момент, когда еще можно было отступить и спасти людей?

- Крайний срок – не говорю оптимальный, но крайний, когда это еще можно было сделать – это когда уже был сигнал в Генштаб, когда уже были сообщения о том, что русский десант переходит с танками границу. Идет на прорыв. А они были, эти сообщения. Об этом знали за 1,5 суток до того, как это случилось.

- И какова тогда была реакция? Какие приказы поступали на фронт?

- Я этого не знаю – какие были приказы. Но это прерогатива Генштаба - прежде всего, проверять данные разведки. Я знаю 100%, что об этом сообщалось, докладывалось. Но генералу Хомчаку был отдан приказ: стоять до упора, помощь будет. А помощи не было. Они стояли до упора, потому что приказа отходить не было. А результат мы видим сейчас.

Ну и плюс, как все говорят – и из «Днепра», и все остальные – приказ выходить в этот «коридор Путина», где наших расстреляли, как в тире – он пришел от паркетных генералов из Киева.

- Случившееся – это тупость какая-то со стороны командования или предательство?

- Вы знаете, в данном случае я ставлю здесь знак равенства. У генералов, которые бросают в бой тысячи, десятки тысяч солдат, ведут, управляют такой группировкой войск, тупость - это еще хуже, чем предательство. И там, и там в результате - потери. Самое страшное - потеря людей. Самых лучших людей. Самых смелых людей. Самых патриотически настроенных людей. И потеря уже потом техники, стратегических позиций – если с помощью военной терминологии говорить о том, что мы потеряли. Мы все видим, что произошло. Продержать такую группу людей, просто зарыть их!...

- А ведь разве это касается только добровольческих батальонов? Такая же ситуация была с 25-ой бригадой, с 79-ой, с 72-ой, с 93-ей, понимаете? Людей просто гробили! Потери исчислялись сотнями – где-то на 50, а где-то и на 80% были уничтожены подразделения!

- Людей бросали туда, где это абсолютно не нужно было. Это на уровне командира взвода было понятно. Я не говорю уже о том, что данные разведки не обрабатывались… Да масса примеров – не хочу просто уходить в детали. У меня, как у человека, который был в Иловайске, который был там… Эти просчеты не то что взводный – командир отделения понимал. И те приказы, что приходили из Киева, из Генштаба, из Минобороны – нет слов уже, кроме матерных, чтобы охарактеризовать это. Такие дела…

Если бы разобрали хоть один случай бестолковости киевских генералов под Шахтерском, Саур-Могилой, на границе, в Луганске - то Иловайска бы не было

- Как думаете, почему не единожды бойцам под Иловайском обещали прислать подмогу – а она так и не пришла?

- Понимаете, если говорить «стойте» и не обещать - уже становится понятно, что тебя оставляют умирать. А дальше - пусть разбираются. Есть контрразведка, есть другие структуры… Разбор этой ситуации должен быть. Так же, как должны были разбираться ситуации по гибели любой части. Правильно ведь? 51-ая, 72-ая… Не только в Иловайске просчет наверху стал причиной трагедии. Если бы анализировали бестолковые героические потери – бестолковые из-за Генштаба и героические, глядя на то, как ребята бились – если бы хоть один случай разобрали тогда, как это положено: с кадровыми перестановками, с изменениями с помощью трибунала – то Иловайска бы не было!

Иловайск стал лакмусовой бумажкой, индикатором только потому, что за добровольцев вступилось общество. Поднялась настоящая волна общественного возмущения. И очень больно, что за бойцов регулярных частей такой волны возмущения не было.Почему-то и как-то перешли их потери в статистику. Вы этого не заметили? А там точно такие же потери были. Точно такие же провалы были. И только когда это вышло на пик общественного мнения - мы понимаем, что глупость, что ребят гробят – тогда вот после Иловайска будут разбираться. А если бы разобрали хоть один случай бестолковости киевских генералов под Шахтерском, Саур-Могилой, на границе, в Луганске, если бы хоть раз была достойная, разумная, правильная стратегически и тактически оценка - то Иловайска бы не было.

- А Вы думаете, в этот раз выводы будут сделаны, а виновные наказаны? Ведь сейчас можно услышать мнение, что не время разбираться и даже критиковать командование – все это можно делать после войны. Как относитесь к таким высказываниям?

- Вы знаете, если после Иловайска не время разбираться с такими вещами – то вы меня извините: а кто воевать пойдет под управлением этого Генштаба? Вот честно? Кто пойдет под таким командованием – под Гелетеем и под Муженко – в бой? Если они – откровенные идиоты! И это говорю не я – это говорят наши потери людей, самых лучших людей – и это ничем не оправдаешь. Это глупость! Ну, кому охота умирать из-за глупости? Не за родину – а из-за глупости?

- То, что Вы написали у себя на страничке в Фейсбуке о походе на Киев – это крик души? Или предупреждение?

- Это был крик души. Я потом дал корректировку этому своему высказыванию - что это не на Киев, не на Майдан, ничего подобного. Это просто мне хотелось посмотреть в глаза этим генералам. Чтобы мамы погибших и плененных посмотрели им в глаза. А они взглянули в их глаза.

- Там по Генштабу бегает полк. Я еще писал, что если бы Генштаб послать в авангарде на освобождение – то, поверьте, силы приданы бы были - авиация, артиллерия, танки, авианосцы, не знаю, что еще. Они бы себя, любимых, сберегли – верите мне? Вот тогда ребята бы вышли без потерь. А если ни одного «паркетника» там, элементарно у него над ухом пуля не свистела – о чем мы говорим?

- Еще неделю назад Вы называли Иловайск украинским Сталинградом, который важно удержать. В нынешней ситуации , когда не удалось его удержать…

Сталинград тоже не сразу удалось удержать – это если вернемся к истории.

- И все-таки, то, что произошло под Иловайском – как это изменит соотношение сил, ход войны?

- Если честно, стратегически то, что произошло в Иловайске – неважно. Кроме того, что ребята погибли. Это невосполнимые потери. Мы получили открытую военную агрессию из-за своей глупости. Из-за своей глупости, превращенной в слабость: уничтожение своих бойцов. Ведь они уничтожены не врагами, а глупостью Генштаба и министра обороны.

- Вы не раз говорили о том, что нам необходимо военное положение – почему? Что оно нам даст?

Минимум в отдельных областях – конечно нужно вводить военное положение. Ведь там местное самоуправление меняется на военных. Там война идет, вражеские войска – как там быть без военного положения?

- Но его же почему-то не вводят?

- Уже объясняли: военное положение по всей Украине - это ограничения по вооружению, по финансированию, геополитика и прочие всякие вещи. Но там, где идет война, где русские танки ездят? И еще есть территории, которые подконтрольны нам – там что, райисполкомы и мэры должны управлять? Это же лежит на поверхности. Это же понятно. Те части, которые там стоят, те командиры, которые там есть ,и должны управлять всем – мобилизационным резервом и прочими вещами. Представьте: район, который граничит с местами, где идут боевые действия, который нужно укреплять – там что, должен быть голова поселкового совета главным?

- То есть, по Вашему мнению, только невозможность проведения выборов является причиной нежелания властей вводить военное положение на Донбассе?

- Встречный вопрос – а как там провести выборы? Объясните мне? Если не ввести военное положение в Луганске и Донецке - выборы состоятся? Да, состоятся – в определенной части. Которые контролируют наши военные. Убираем военных – там что, выборы будут? А если там военные - основной признак стабильности, наверное, они и должны управлять?

- Ничего страшного. Обойдемся без этих депутатов из областей. У нас вон еще недобитый Левченко, Ефремов и компания в Верховной Раде бегали до недавнего времени. Основоположники вот этой х..ни, что происходит.

Мне главное - ребят вытащить. Духом мы не падаем. И город (Кривой Рог – авт.) готовим к обороне. И область готовится к обороне. Мы только крепче становимся. Очень жалко только, что столько светлых душ загубили. Просто загубили… Это мое субъективное мнение, лично мое – не как куратора батальона «Кривбасс», не как советника председателя Днепропетровской ОГА, а как человека, который там был.

Надеюсь, что мои мысли кому-то помогут ,потому что все войска уже криком кричат, умоляют Генштаб, Министерство обороны. И этот Лысенко, извините за выражение, п..дун, по-другому не назову. Как можно мне рассказывать о том, что там 7 погибших, если я знаю, что 25 пацанов на поле лежит?! Как мне это слышать?! Так, простите меня, это люди?! Да они хуже, чем Лебедев и прочая х…нь при Януковиче, эти министры – потому что они НАШИ! Те были чужие – а это наши! И они хуже их получаются. Вот что самое страшное… Президенту надо срочно принимать кадровые решения – мы его в этом поддержим. Однозначно.

 Источник Обозреватель

 

ТЭГИ: