21:12 / 17.03.2024 Происшествия

Враг уже готовится к большому наступлению

Летняя военная кампания-2024 имеет большое значение для РФ, и к ней российское военное командование тщательно готовится. Прежде всего, это касается формирования новых частей и подразделений оперативного резерва. Причем этот процесс происходит как на оккупированных украинских территориях, так и на территории собственно Российской Федерации, пишет военный эксперт Михаил Жирохов.

Однако в полной мере оценить перспективы этого процесса не позволяет ответ на один вопрос - будет или не будет очередная волна мобилизации. Приток контрактников падает практически каждую неделю, одновременно с количеством "груза-200", поступающего в российские города и села. Поэтому очевидно, что соотвествующее решение в Кремле принято и все ждут лишь "перевыборов" Путина 17 марта. Опять же, ввиду срока работы военкоматов и необходимости хотя бы базового боевого согласования, первые мобилизованные второй волны могут оказаться на фронте не раньше июня.

Очевидно, имея такие расчеты, российское командование планирует закончить подготовительные работы по формированию как минимум двух-трех новых дивизий на конец весны или начало лета. После чего последуют два месяца для наполнения личным составом, слаживания. Так что приблизительный срок появления дивизий в распоряжении Генштаба - не позднее середины или конца лета этого года. Очевидно, что на июль-август запланированы и активные наступательные действия.

Второй момент, который может оказать серьезное влияние на планы россиян - это возможности военно-промышленного комплекса. Одна дивизия - это, по штатному расписанию, 6840 единиц боевой техники, от танков и САУ - до автомобильного транспорта и специальной техники. Например, для дивизии необходимо не менее 102 танков. А на этот год, согласно открытым источникам, промышленность сможет предоставить основную часть техники для российской армии только с июня. Возникает логичный вопрос: за счет чего планируют вооружать формируемые мотострелковые дивизии?

Ответ мы видим на поле боя: Т-54, Т-55 и Т-62. Этих танков в "закромах Родины" осталось предостаточно - с советских времен. По некоторым наиболее реалистичным подсчетам, к концу 2023 года это 2000 Т-72, ​​800 Т-80, 100 Т-90, 700 Т-64, 700 Т-62 и 800 Т-54/55. Таким образом, приблизительное количество ремонтопригодных танков на хранении в России по состоянию на конец 2023 г. составляет 5100 единиц. Потребуется немного времени, чтобы поставить их в строй путем каннибализации нужных запасных частей. Снарядов вроде бы тоже хватает. В том числе и артиллерийских. Так, по сообщениям CNN, Россия производит около 250 тысяч артиллерийских боеприпасов в месяц, или около трех миллионов в год. На фоне этого Соединенные Штаты и Европа могут производить всего 1,2 миллиона боеприпасов в год для отправки в Украину. Американские военные поставили цель производить 100 тысяч артиллерийских снарядов в месяц до конца 2025 года - а это меньше половины российского ежемесячного производства.

То есть с танками сугубо теоретически вопрос решаем. А вот что россияне будут делать с более высокотехнологичным оружием? Только для одной дивизии по штату необходимо не менее 12 единиц мобильных ПТРК типа "Штурм-С", по крайней мере, по 6 единиц ЗРК типа "ТОР-М2" и ЗРГК 2С6 "Тунгуска". Их взять с хранения точно нельзя, да и война продолжается - войска несут потери и замещать их тоже нужно.

И тут российское командование нашло элегантный выход: если нет оружия для наполнения штатов - тем хуже для штатов. В результате дивизии потеряли "штатный" танковый полк (решили, что хватит по танковому батальону в мотострелковых полках). Или, например, "штатный" зенитно-ракетный полк был заменен отдельным зенитным ракетным дивизионом. И это лишь те изменения, о которых стало известно из открытых источников, но мы уверены - есть и другие, не менее радикальные изменения. Как это отразится на боевых возможностях такого военного соединения, я думаю, говорить не стоит.

Ответ на вопрос, где именно можно ожидать наступление, вполне очевиден - его можно проследить за нынешней активностью врага. Это, прежде всего, Донецкая область, к западу от Авдеевки и Марьинки.

Также можно говорить, что с большой вероятностью оккупанты нацелились на Купянск. А вот продвижение на запорожском направлении следует признать весьма неперспективным. Понятно, что все это может быть подкорректировано колоссальными фортификационными работами, которые сейчас активно ведутся нашими военными и гражданскими на этих направлениях.

Что касается возможного наступления на других негорячих направлениях, то здесь и российские "Z-военкоры", и политики разного уровня периодически говорят о захвате Киева. И эти заявления можно рассматривать с разных углов зрения. С одной стороны, военные утверждают: реальной подготовки россиян к походу в Киев сейчас не видно. С другой - очевидно, что черниговское направление наступления, как это было в феврале 2022 года, даже не рассматривается российским командованием. Ведь оно имеет негативный опыт организации логистики своей группировки. Да и отношение Александра Лукашенко к наличию российских войск на территории Беларуси несколько изменилось с 2022 года, особенно после ударов украинской беспилотной авиации по объектам в глубине территории РФ.

Настораживает то, что в последние недели россияне наносят мощные удары по военной и гражданской инфраструктуре в Сумской области. Так, 14 марта враги поразили важные радиотехнические объекты - речь идет прежде всего о передатчиках телесигнала в Сумах, Шостке, Белополье и Тростянце. А мы помним, что в наступлении на Киев в 2022 году было и сумское направление. Там и "плечо подвоза" короче, и войска могут быть более управляемыми, если не распыляться. Опять же, это просто предположение, не имеющее подтверждения в виде формирования "ударного кулака" прямо сейчас, но он может появиться там к лету. Однако такое развертывание можно будет увидеть минимум за месяц до начала реальных действий, а возможно, и раньше - движение больших соединений войск в условиях очень плотной спутниковой разведки скрыть практически невозможно. В то же время российское командование может прибегнуть к имитации наступления на Киев, чтобы оттянуть силы из других направлений. Повторюсь - это один из негативных сценариев развития ситуации на фронте.

Подготовила: Нина Петрович