В Украину вернулись несколько десятков незаконно вывезенных детей
Как сказала советник-уполномоченный Президента Украины по правам ребенка и детской реабилитации Дарья Герасимчук, началось все с коммуникаций СМИ о двух первых детях — о Кире и Илье.
Она подчеркнула, что без поименных списков детей нельзя приступить к поисковым действиям.
«Первый этап – нам нужно идентифицировать детей. Мы это делаем всеми возможными способами. Поверьте, это сверка всех возможных баз данных: и медицинской сферы, и социальной сферы, и образовательной сферы, чтобы собрать как можно больше данных о ребенке, заявленном как депортированном или перемещенном”, — сообщила Герасимчук.
Далее, по ее словам, поскольку у украинской стороны нет доступа ни на временно оккупированные территории, ни на территорию российской федерации, поисковые действия проводят международные организации, имеющие мандат на такой вид деятельности.
«Поэтому наша задача – наполнить максимум список информацией и передать его в международную организацию», — подчеркнула уполномоченная Президента.
Она заметила, что возвращение каждого ребенка будет индивидуальным случаем и единственного какого-либо алгоритма, по которому можно сразу вернуть всех детей, сейчас не существует.
Герасимчук проинформировала, что вопрос возвращения и поиска детей, депортированных российской федерацией из Украины, обсуждается через посредников.
“Мы говорим через посредников. Напрямую с российской федерацией мы не общаемся. Лично я могу сказать за себя: я не общаюсь с омбудсменом по правам ребенка российской федерации. Я не веду такую коммуникацию и считаю, что здесь нечего нам обсуждать, кроме пустых заявлений. Списки точно российская федерация просто так никому не передаст, потому что это просто по сути подтвердить, что они занимаются геноцидом украинского народа”, — рассказала она.
По ее словам, Украина в вопросе поиска детей сотрудничает с Международным красным крестом, с ЮНИСЕФ и другими организациями, которые так или иначе приобщаются к этому процессу.
“Сейчас в открытых источниках российские власти озвучивают цифру 350 тысяч якобы эвакуированных в российскую федерацию детей. Почему я говорю, что это не эвакуация? , потому что при эвакуации этих детей немедленно должны вернуть на территорию Украины, но этого не произошло, и по всем действиям и тезисам, которые озвучивают российские власти, они возвращать украинских детей не собираются. Поэтому мы можем говорить и говорить исключительно не об эвакуации, а о принудительной депортации и о принудительном перемещении”, — подчеркнула Герасимчук.
Таким образом, отметила она, пока нельзя точно сказать, сколько детей с сопровождением или без него было принудительно перемещено российским агрессором или на временно оккупированную территорию Донецкой, Луганской, Херсонской областей и Автономной Республики Крым или депортировано в российскую федерацию.
“Цифра относительно незаконно депортированных и перемещенных детей, о которой нам точно известно, это 5 100 детей по состоянию на сегодняшний день. И это количество обращений ежедневно поступает и увеличивается. Это количество обращений в Национальное информационное бюро. Туда, куда и люди должны сообщать о том, что им стали известны факты депортации или перемещения ребенка или взрослого. Поэтому сегодня мы говорим, что с украинской стороны мы проверяем, верифицируем, дополняем список уже известных нам персональных данных этих детей. И далее этот список передается уже в международные организации, такие как Международный Красный Крест, для осуществления поисковых действий, где эти дети находятся в российской федерации или на других территориях”, — рассказала представитель Президента.
По ее словам, среди принудительно депортированных россией детей большинство составляют вывезенные вместе с кем-то из взрослых — родственниками, родителями и т.д. Часть — дети, потерявшие родителей во время войны, часть — дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки.
Подготовила: Нина Петрович