09:00 / 03.07.2017

Кадастровая гвардия: участников АТО бросили в бой за чужую землю

На Черкащине открыли новый способ, как въехать в рай на ветеранском горбу

На прошлой неделе в Черкассах вспыхнули сразу два земельных скандала: обыск у бывшего главы областного Госгеокадастра и пикет ветеранов АТО против руководства Госгеокадастра нынешнего. События, на первый взгляд, напрямую не связанные: перетряхивание закромов бывшего главы инициировано "сверху" (прокуратурой), пикеты же, как правило, – классическая инициатива "снизу" (возмущенный народ требует украденных у него благ).

Впрочем, пойдем по порядку. Экс-руководителя Черкасского областного Госгеокадастра Азера Мирзоева обвиняют в вымогательстве взятки в 50 тысяч евро. Биография у фигуранта, что называется богатая: до скандала со взяткой он уже дважды светился в коррупционных скандалах. В первый раз – в деле собственного кума, регионала и бывшего главы земельного совета при горсовете Смелы Николая Сенатора, которому инкриминировали вымогательство взятки в 15 000 долларов. В то время Мирзоев работал в Смелянском Госгеокадастре и был членом райсовета от "Партии регионов".

Однако на первый раз оба фигуранта вышли сухими из воды, а Мирзоев даже получил повышение, перейдя в 2015 году на пост руководителя Черкасского областного Госгеокадастра. Впрочем, просидел он там недолго. Через полгода грянул еще один скандал: непосредственного подчиненного Мирзоева застукали на взятке в 1 236 918 грн за "способствование" продлению аренды 70 га в Христиновском районе. Подчиненного взяли за мягкое место, а Мирзоева в декабре 2015 года тихо уволили "по согласию сторон" (причем, по неофициальной информации, задним числом).

После увольнения экс-чиновник подался на вольные бизнес-хлеба. Старые связи, естественно, сохранились, посему Мирзоев занял хлебную нишу "решания" земельных вопросов неофициальным путем. Следствие раскопало, что в феврале этого года "решала" потребовал и получил от директора фермерского хозяйства "Степ" Олега Сторожука 50 000 евро. За эти деньги Мирзоев обещал добиться через старого знакомца, и.о. начальника Жашковского отдела Госгеокадастра Вадима Бегеки согласия на выделение Сторожуку и его партнерам 132 га в Жашковском районе.

Впрочем, свои люди у Мирзоева имелись не только среди чиновничьего аппарата. На тренде новых веяний фигурант счел необходимым завести связи среди гражданских активистов – и завел их. В частности, в дела Мирзоева активно включился глава ГО "Ветераны войны Востока" Василий Шкут. Фигура интересная не только сама по себе, но и, так сказать, в контексте духа эпохи. Он действительно числится среди ветеранов АТО и защитников Донецкого аэропорта – статус, достаточный для того, чтобы автоматически вызывать общественное уважение и восприниматься как "священная корова". Вместе с тем, до войны с уважением у Шкута дела обстояли не так радужно: в 2010 году Приднепровский райсуд города Черкассы дал Шкуту пять лет условно по ч.4 ст.190 УК (мошенничество в особо крупных размерах) с испытательным сроком в три года. Испытательный срок Шкут прошел, в 2014 году отправился в АТО, а вернувшись, обрел себя в новой сфере, став "профессиональным" активистом и защитником прав участников боевых действий.

Защита, правда, оказалась довольно своеобразной. Осенью 2016 года разразился скандал в селе Ташлык Смелянского района: АТОшники вступили в конфликт с местными жителями за землю, отданную в аренду фермерскому хозяйству "Козацький шлях". Ветераны блокировали сбор урожая, требуя передать землю им из расчета по 2 га на 65 заявок (как известно, участники АТО имеют первоочередное право на получение земельных участков). Жители были против: во-первых, "Шлях" добросовестно выплачивал им паевые деньги, во-вторых, им было непонятно, почему неместные (в большинстве своем) АТОшники все как один требуют землю именно в Ташлыке и не соглашаются на перераспределение участков по разным селам.

Впрочем, у самого Шкута земельная проблема, похоже, решена - он имеет  двухэтажный дом и может позволить себе недешевый отдых на курортах (только в этом году фактически безработный активист, судя по фотографиям из его аккаунта в соцсетях, умудрился отдохнуть дважды: в марте – в Шарм-эль-Шейхе, в мае – в Анталии).

Василий Шкут, возглавлявший блокирование, заодно выступал в роли обладателя доверенностей на управление имущественными правами ветеранов. Журналисты черкасского телеканала  "Антенна" (http://antenna.com.ua/archives/8618), приехавшие на место событий, пытались найти среди присутствовших АТОшников непосредственных владельцев выделенных участков, но так и не нашли. Те, кто выступал на стороне Шкута, объяснили, что их просто позвали защищать права боевых побратимов.

А теперь – два интересных момента. Первый: на месте событий журналистам встретился никто иной, как уже известный нам господин Азер Мирзоев. Второй: получив землю, ветераны немедленно передали свои участки в аренду фермерским хозяйствам "Лан-Холдинг" и… "Степ". Да, тому самому хозяйству "Степ", чей директор Олег Сторожук впоследствии станет фигурантом уголовного дела о даче взятки в 50 000 евро Азеру Мирзоеву.

Кстати, во время обыска, который проходил 20 июня этого года в доме Мирзоева и связанных с ним коммерческих и государственных учреждениях, полиция изъяла 45 тысяч долларов и 7,5 тысяч евро, а также земельно-кадастровые документы. Мирзоев, естественно, заявил, что ни в чем не виноват, обыск проводился незаконно, а расследование является ничем иным, как политическими репрессиями. Поскольку, дескать, он, Мирзоев, имеет "намерение, силы и желание поработать в органах местного самоуправления". То есть, бывший регионал планирует пойти на выборы.

А теперь вернемся к недавним пикетам АТОшников под зданием областного Госгеокадастра в Черкассах. По странному стечению обстоятельств, эти пикеты практически совпали с досудебным расследованием и обыском по делу Мирзоева. Возглавил протестующих уже хорошо знакомый нам Василий Шкут. Протестующие обвинили нынешнее руководство Госгеокадастра в том, что оно под предлогом выдачи участков ветеранам АТО выделило 650 га совершенно посторонним людям. В интервью "Подробностям" Шкут красноречиво живописал детали "аферы": за вознаграждение в 500 гривен АТОшникам предлагали написать заявление на получение участка и тут же написать доверенность на владение этим участком на другое лицо.

Это выглядело бы вполне правдоподобно (каких только афер у нас в стране не прокручивают!), если бы не одно "но". И даже целых два. Во-первых, практически такую же схему сам Шкут проделал в Ташлыке: ветераны из разных районов получили участки в одном и том же селе и тут же "слили" эту землю людям, чисто случайно замешанным в даче взятки Азеру Мирзоеву. Но в этом случае законность происходящего Василия Шкута почему-то не волновала. А во-вторых, начальник юридического управления черкасского Госгеокадастра Оксана Сироштан сообщила, что эти пресловутые 650 га, ставшие причиной пикета, вообще никому не выделялись и по сей день находятся в собственности государства.

Кстати, Госгеокадастр Шкут пикетирует далеко не в первый и не во второй раз. Что интересно, по сообщениям местных журналистов, в числе протестующих в свое время неоднократно видели и Олега Сторожука, директора фермерского хозяйства "Степ", получившего немалый профит от конфликта в Ташлыке и потом попавшегося на взятке Мирзоеву в 50 000 евро.

Иными словами, налицо подковерная борьба: прежнее руководство Госгеокадастра пытается от души нагадить нынешнему (которое, к его чести, в этой ситуации заняло принципиальную позицию, не давая реализоваться масштабной афере), а заодно, видимо, отвлекая внимание от уголовного расследования собственных махинаций. Инструмент для этой борьбы выбран идеально: участники боевых действий пользуются у общества заслуженным уважением. Привлеките к участию в любом мероприятии ветеранов АТО – и вы автоматически получите +100 очков к успеху. Во всяком случае, доброжелательность общественного мнения вам гарантируется априори. Опять же, ветераны АТО обладают мощным чувством боевого братства. Достаточно кинуть клич "Побратимов притесняют!!!", и они придут на помощь – далеко не всегда разбираясь, кто на самом деле стоит за этими "побратимами".

Немудрено, что в конце концов это породило массовые спекуляции на статусе участников АТО – пожалуй, один из самых паскудных феноменов нашего времени. Люди без принципов используют в качестве пешек людей, у которых эти принципы есть. Пешки, естественно, не получают ничего, кроме иллюзии морального удовлетворения от борьбы за "права побратимов". А игроки, направляющие пешек, въезжают на чужом горбу в рай – кто в финансовый, а кто и в политический.